Как известно, перед Минфином может встать непростая задача — привлечь до конца года 100 млрд рублей за счет продажи облигаций федерального займа для населения (ОФЗ-н). Такое поручение дал ведомству премьер-министр России Дмитрий Медведев на Инвестиционном сочинском форуме.
Это будет уже третий выпуск «народных ОФЗ» — инструмента, который впервые появился на российском рынке в прошлом году. Только вот россияне еще не раскупили даже облигации второго выпуска, хотя их размещение продолжается пять месяцев, а объем заимствования ограничен гораздо более скромной суммой в 15 млрд рублей.
При создании нового инструмента Минфин исходил из таких задач, как повышение финансовой грамотности граждан и стимулирование среднесрочных сбережений. Гособлигации для населения должны были занять промежуточное место между банковскими депозитами и обычными ОФЗ. Декларировались и другие цели: укрепление доверия к мерам государственной политики и развитие внутреннего финансового рынка. Но на практике получилось скорее обратное.
Подводные камни
Да, самые первые «народные ОФЗ» действительно расходились среди покупателей буквально как горячие пирожки. Но уже тогда было очевидно, что этот успех связан не столько с привлекательностью самих облигаций, сколько с проведением большой кампании по их популяризации. Покупателями зачастую становились люди, которые обладали небольшим опытом работы на финансовых рынках или не имели его вовсе.
Тех, кто давно занимается инвестициями, новый инструмент едва ли мог заинтересовать. Судите сами: в апреле прошлого года ОФЗ-н можно было купить с доходностью к погашению на уровне 9% годовых без учета комиссий банков-агентов. На такую цифру можно было рассчитывать, если держать бумаги все три года до погашения.
Вроде бы неплохо. Но если бы вы тогда же приобрели обычные трехлетние ОФЗ, то на данный момент уже могли бы заработать более 12%. Покупка десятилетних госбумаг принесла бы более 14%, пятнадцатилетних — более 16%.
Отдельного упоминания заслуживают достаточно высокие комиссии по сделкам с облигациями для населения. При сумме менее 50 000 рублей удерживается 1,5%, от 50 000 до 300 000 рублей — 1%, в остальных случаях — 0,5%. Если вы решите продать свой пакет, не дожидаясь погашения, то опять заплатите комиссию в таком же размере. Более того, если продажа пройдет менее чем через год после покупки, то вы лишитесь уже набежавших купонных выплат. Для обычных ОФЗ, которые любой желающий может легко приобрести на биржевом рынке, подобных ограничений нет.
Новый инструмент во многом проигрывает не только простым гособлигациями, но и депозитам при сроке инвестирования менее трех лет. Если бы он составлял реальную конкуренцию вкладам, то банки могли столкнуться с заметным оттоком средств физических лиц. Возможно, создатели «народных ОФЗ» просто не хотели получить такой «побочный эффект». Тогда неудивительно, что всеобщий интерес к этим бумагам быстро сошел на нет и объемы их покупок снизились.
Как поднять рейтинг «народных» ОФЗ
Сейчас в правительстве обсуждаются отдельные меры по стимулированию спроса на ОФЗ-н. Однако они едва ли кардинально что-то изменят. Ни устранение ограничений на объем покупки, ни создание вторичного рынка не имеют в данном случае решающего значения. Важнее всего вопрос отдачи от инвестиций в «народные ОФЗ».
Привлекательность инструмента реально возрастет, если государство начнет давать премии к доходностям обычных выпусков гособлигаций. Но тогда придется преподнести неприятный сюрприз банкам, начав переманивать у них тем самым вкладчиков — частных лиц.
Если же доходности «народных ОФЗ» останутся невзрачными, то их продолжат приобретать в основном граждане, которые просто недостаточно информированы об альтернативных, более выгодных вариантах вложения денег. По иронии судьбы цель повышения финансовой грамотности населения будет достигаться путем учебы частных инвесторов на собственных ошибках.
Поскольку открытое противостояние с банками в борьбе за средства вкладчиков вряд ли начнется, самый вероятный сценарий развития событий — нейтральный. Выпуски ОФЗ-н по-прежнему будут малоинтересным и малозначимым финансовым инструментом, который со временем уйдет со сцены. При этом, конечно, привлечь у населения те самые 100 млрд рублей, о которых сейчас идет речь, Минфину будет крайне трудно.