К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Cезон больших денег. Как читать отчетность американских корпораций

Фото Li Rui / Zuma / TASS
Фото Li Rui / Zuma / TASS
Публикация корпоративных отчетов в США выступает сильным драйвером роста или падения котировок на фондовых площадках по всему миру. Что можно узнать из отчета американской компании и как эта информация поможет инвестору заработать?

Четыре раза в год в жизни инвесторов и финансовых аналитиков наступает жаркая пора — сезон отчетности, в течение которого компании публикуют результаты своей деятельности за минувший квартал. На эти данные многие инвесторы и хедж-фонды ориентируются в первую очередь при принятии решений по собственным позициям.

Именно поэтому среднее изменение цены акции после публикации корпоративного отчета составляет порядка 5% за несколько минут. Этот же фактор во многом определяет динамику котировок на последующие недели. Каждому, кто владеет акциями американских компаний, не будет лишним знать, как проходит сезон отчетности и чего от него ожидать.

Когда отчитываются компании

Положительным моментом является то, что столь важные новости не становятся неожиданностью: компании как минимум за несколько недель определяются с датой выхода следующего отчета.

 

Более того,  узнать примерный день публикации вы можете и сами, если отсчитаете от дня последней квартальной публикации три месяца. Точную дату релиза квартального отчета можно, например, посмотреть на сайте finviz.com, указав в окне поиска тикер акции (биржевой код компании) и найдя в профиле эмитента пункт Earnings. Например, если указать там тикер Coca-Cola Company — KO, появится следующая информация: Earnings Feb 16 BMO.

То есть Coca-Cola публикует свои квартальные результаты 16 февраля до открытия торгов в США (BMO, before market open). Вариант времени выхода публикации — после завершения торгов сопровождается пометкой AMC (after market close).

 

Третьего не дано: все компании выпускают отчетность или до открытия торгов в Нью-Йорке (до 9:30 по местному времени), или уже после завершения сессии (после 16:00 по местному времени). Это сделано специально, чтобы не раскачивать рынок сильными движениями акций.

Первым из индекса DJ-30 отчитывается J.P. Morgan (JPM). Его публикация дает неофициальный старт сезону. После этого в течение пяти недель финансовые показатели представляют почти все компании, включенные в индекс S&P500.

Где и что смотреть

Сезон отчетности — это активное время для всех финансовых медиа, поэтому за результатами отчетов можно следить по ведущим мировых СМИ. Телеканал Bloomberg TV нередко транслирует в режиме реального времени отчеты крупных компаний и реакцию котировок на него.

 

А все финансовые информационные сайты, например, Bloomberg или Marketwatch, стремятся первыми разместить новости об отчете. Сообщение обычно имеет такой формат:

Microsoft Corp. (MSFT) сообщила о получении во 2 квартале убытка в размере 82 центов на акцию по сравнению с прибылью в 80 центов на акцию годом ранее. Компания единовременно списала $13,8 млрд в связи с изменениями в налоговом законодательстве. Операционная прибыль составила 96 центов на акцию. Выручка за отчетный период повысилась до $28,92 млрд с $28,28 млрд. По предварительным прогнозам, показатель прибыли ожидался на уровне 87 центов на акцию при выручке $28,41 млрд.

Наиболее важной информацией, как видно по содержанию сообщения, являются динамика прибыли и выручки по сравнению с предыдущим годом, а также прогнозы финансовых аналитиков. Например, Microsoft  в недавнем отчете зафиксировал убыток, но этот результат был обусловлен налоговым списанием, поэтому инвесторов это не расстроило и акции компании, показав рост во время основной сессии на 2,45%, на фоне публикации снизились всего на 0,64% на постмаркете.

Чтобы получить наиболее полное представление об отчетности той или иной компании, лучше обращаться непосредственно на ее сайт, в раздел для связи с инвесторами (Investor Relations), где размещаются отчеты и презентации. Представленной информации инвестору должно хватать для анализа квартальных показателей эмитента.

Необходимые данные можно почерпнуть и на сайте регулятора — Комиссии по ценным бумагам и биржам (U.S. Securities and Exchange Commission). На этом ресурсе используется поисковая система Edgar, которая позволяет по тикеру компании найти всю информацию, опубликована.

 

Несмотря на то, что отчеты не выходят во время основных торгов, полностью избежать резких скачков котировок не удается. Из свежих примеров стоит вспомнить релиз Netflix (NFLX), вышедший 22 января.

В отчете сообщалось о получении $186 млн прибыли, даже несмотря на скандалы в шоу-бизнесе по поводу сексуальных домогательств, обошедшиеся компании в $39 млн. Netflix удалось привлечь 8,3 млн новых подписчиков — 2 млн из США и 6,3 млн из других стран.

В результате на открытии торгов акции компании взлетели на 13,5%. Расширение базы пользователей говорит о все большей популярности и распространении развлекательного стриминга и продуктов Netflix в мире. Инвесторы не ожидали столь резкого повышения числа подписчиков сервиса, чем и объясняется скачок котировок.

Помимо выручки и прибыли большое внимание аналитики уделяют показателям долга, свободных денежных средств, капитальных затрат, рентабельности капитала (ROE), отношению долга к капиталу (D/E) и другим.

 

В категорию «другие» попадают специфичные мультипликаторы и данные для определенной индустрии. Например, у банков измеряется отношение капитала первого уровня к сумме активов, взвешенных с учетом риска (Tier 1 Capital Ratio). Tier 1 Capital ratio должен быть выше 6%, однако для крупных системообразующих финансовых организаций вроде J.P. Morgan, Morgan Stanley, Bank of America, Wells Fargo, Goldman Sachs и Citigroup нижняя планка составляет 9%.

На конкретных примерах

Чтобы лучше разобраться с анализом отчетности, рассмотрим результаты J.P. Morgan, вышедшие 12 января. В первую очередь, стоит отметить, что отчетности за четвертый квартал 2017 года у многих компаний выглядят несколько необычно.

Это объясняется необходимостью соответствовать требованиям налоговой реформы, принятой в конце 2017 года. Нововведения касаются отложенных налоговых обязательств и доходов, полученных за рубежом.

Отложенные налоговые обязательства актуальны для многих компаний, которые использовали лазейки в действовавшем до последнего времени налоговом законодательстве для отсрочки выплаты налогов. Если мы посмотрим на отчет JPM, то увидим, что прибыль на акцию (EPS) составила $1,07, а это ниже прошлогоднего результата на 37%.

 

Объясняется такое снижение разовым налоговым расходом в $2,4 млрд, поэтому необходимо учесть скорректированную прибыль на акцию, которая составила $1,76. Этот уровень выше прошлогоднего на 3% и лучше ожиданий рынка, предполагавших результат $1,67.

Важно понимать роль прогноза для фактического показателя. Если компания отчитывается на уровне ожиданий, ее котировки могут остаться практически без движения, поскольку прогнозное значение показателей уже заложено в цене.

Однако если во время конференц-звонка, который проводит компания для  аналитиков и всех желающих после публикации отчета, топ-менеджер даст оптимистичный прогноз на следующие три месяца, это может оказать весьма сильное положительное воздействие на цену акции. Будущее компании для инвесторов важнее ее прошлого.

Чтобы понять, за счет чего компания увеличила прибыль, надо смотреть на динамику ее доходов. У JPM выручка в четвертом квартале выросла на 4,6% в сравнении с прошлым годом и достигла $25,45 млрд, превысив среднерыночные ожидания на $300 млн. В поисках драйверов роста выручки полезно посмотреть на показатель в разрезе сегментов бизнеса.

Крупные компании, в том числе JPM, подробно отчитываются о результатах по разным направлениям бизнеса. В конкретном случае основную роль в повышении доходов сыграл розничный сегмент банка, выручка которого увеличилась на 16%, до $5,5 млрд. Разделены на составляющие и розничные показатели, что позволяет увидеть рост карточного бизнеса на 11%.

Стоит рассмотреть и направления, которые продемонстрировали отрицательную динамику. Для JPM это корпоративный и инвестиционный банкинг, чьи доходы сократились на 13% и составили $7,5 млрд. Кроме выручки по сегментам, имеет смысл обращать внимание на отношение долга к капиталу (D/E). У J.P. Morgan оно равно 448%, что нормально для банка.

 

Если же выходить за рамки финансового сектора, то D/E в несколько раз выше среднего значения характерно, например, для промышленных компаний. Универсальным индикатором эффективности любой фирмы является рентабельность капитала (ROE). У JPMorgan она составляет 9,86%. Однако любой показатель стоит сравнивать только с аналогичным у прямых конкурентов, а не в общем по рынку.

Таким образом, изучив показатели разных сегментов, можно определить вектор развития и перспективы компании, а также сложившуюся для нее экономическую ситуацию. Рост розницы у JPM говорит о повышающемся уровне потребления, а падение в инвестиционном сегменте обусловлено низкой активностью на долговом рынке.

В этой связи правильная стратегия бизнеса может помочь компаниям увеличить или снизить свою прибыль в разное время. Например, для Goldman Sachs результаты квартала оказались менее позитивными, чем у JPM, из-за инвестиционной структуры бизнеса с большим акцентом на торговые подразделения. В то же время его традиционный конкурент Morgan Stanley, развивая направление по управлению активами, смог вплотную приблизиться к Goldman Sachs по рыночной капитализации, в два раза опередив его по темпам роста за последний год.

Посмотрев на отчеты разных компаний, также можно определить и общие тренды в индустрии. Для финансовых организаций это повышение процентных ставок, которое ведет к большей доходности, так как увеличивает спред между кредитами и депозитами, а также налоговая реформа, сулящая снижение нагрузки и усиление деловой активности.

 

Драйвер для рынка

Неудивительно, что отчетность выступает сильным драйвером роста или падения котировок на фондовых площадках, ведь финансовые результаты могут многое рассказать инвесторам о текущем положении дел на рынке. После выхода отчетов можно оценить перспективы разных моделей развития бизнеса, общей конъюнктуры рынка и принять решение о покупке или продаже акций.

На сегодня в США отчиталось свыше 200 компаний из состава индекса S&P 500. Их совокупная прибыль продемонстрировала рост на 11,47%, а выручка — на 7,64%. При этом данные более 77% компаний оказались лучше ожиданий. Все это толкает фондовые индексы США к новым максимумам, и январь для них стал невероятно успешным:  S&P500 поднялся более чем на 5,5%, а DJ-30 прибавил почти 5,8%. Это во многом обусловлено именно сильной корпоративной отчетностью. Технологический сектор находится среди лидеров по темпам роста доходов. В этой связи он растет сильнее рынка: ETF на технологии (XLK) подорожал на 7%.

Текущий сезон отчетности в самом разгаре. Впереди еще немало релизов от крупных компаний. Walt Disney представит свои результаты 6 февраля, Coca-Cola — 16-го, а Nike, по некоторым данным, отчитается лишь 20 марта.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+