Глобальный надзор. Как будет работать обмен налоговой информацией между Россией и миром
Американский закон о налоговой отчетности по зарубежным счетам FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act), заработавший в 2014 году, стал важным шагом к развитию международного налогового законодательства. Вслед за США, заставившими весь мир подчиниться требованиям FATCA, члены ОЭСР (большая часть из которых — страны ЕС) решили на регулярной основе обмениваться финансовой информацией о счетах своих граждан и разработали стандарты CRS (Common Reporting Standard).
Первый международный обмен информацией в рамках CRS произошел в сентябре 2017 года — тогда передавались данные за 2016 год. Россия в нем не участвовала — она присоединилась ко второй очереди стран, которые планируют обменяться информацией за 2017 год до конца июля текущего года. В дальнейшем сбор информации в России за предыдущий год будет происходить раньше июля — предполагается, что до 31 мая.
Летом текущего года ФНС получит данные о российских налоговых резидентах из таких стран, как Кипр, Швейцария, Люксембург, Нидерланды, БВО (всего 73 юрисдикции). Таким образом, россияне, владеющие крупными активами в этих странах, станут известны российской налоговой службе.
Какова цель обмена
Глобальной целью системы можно назвать противодействие уходу от налогов резидентов через финансовые институты за пределами национальной юрисдикции.
На текущий день Россия применяет соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные с более чем 70 странами мира. Большинство таких соглашений также содержат статьи об обмене информацией. CRS отличается от старых договоренностей тем, что в основе этой системы лежит принцип «автоматического обмена» и она включает в себя локальные финансовые организации (банки, брокеры, депозитарии, управляющие и страховые компании и прочее).
В отличие от механизма FATCA, который обязует финансовые компании в одностороннем порядке предоставлять информацию напрямую в налоговую службу CША, обмен финансовой информацией в рамках CRS является взаимным и осуществляется между налоговыми службами стран-участниц. То есть местные налоговые органы сперва аккумулируют информацию у себя, а дальше обмениваются ею между собой.
Где ФНС найдет информацию
Финансовые организации обязаны идентифицировать налоговых резидентов, а также лиц без налогового резидентства, и предоставить ФНС перечень определенных законом сведений. Через личный кабинет на сайте ФНС организации должны прислать данные по налоговым резидентам всех стран мира, независимо от того, присоединились эти государства к CRS или нет, а дальше ФНС сама выделит ту информацию, которой обменяется в рамках международных соглашений CRS.
В перечень сведений входят: имя, адрес, юрисдикция налогового резидентства, дата и место рождения, баланс счета на конец года, проценты по вкладу, суммы купонного дохода по облигациям, дивидендов по акциям, доходов от продажи финансовых инструментов и некоторые другие данные.
По клиентам, державшим на счетах менее $1 млн, финансовые организации могут применять облегченный подход к идентификации их налогового резидентства — достаточно запросить документы или сведения о постоянном месте проживания.
По клиентам с капиталами свыше $1 млн требуется проведение более детальной проверки — сбор большего количества доказательств и подтверждений от третьих лиц. Всем новым клиентам будет предложена процедура самосертификации — проще говоря, заполнение анкеты, в которой можно будет самостоятельно отнести себя к налоговому резиденту того или иного государства.
По счетам юридических лиц необходимо осуществить поиск контролирующего лица и провести налоговую идентификацию учредителей, доверительных собственников, попечителей и выгодоприобретателей.
Важно отметить, что информация будет передаваться частями. В 2018 году ФНС собирается отчитаться как о действующих счетах физлиц, на которых находится $1 млн или более, так и счетах юрлиц — с опцией по пороговому значению более $250 000. В 2019 году налоговикам потребуется передать данные и по новым счетам без пороговых значений, и по старым счетам физических лиц с активами менее миллиона.
Каковы последствия для «уклонистов»
Если гражданин России своевременно не отчитался об открытом счете в зарубежном банке или совершал незаконные валютные операции, ФНС об этом узнает от партнера в рамках обмена и будет вправе применить штрафы (75-100% от суммы), а также другие меры воздействия, предусмотренные российским валютным и налоговым законодательством, вплоть до уголовной ответственности при крупном размере неуплаты налогов.
Налоговым кодексом РФ также предусмотрены штрафы для организаций финансового рынка, которые в рамках CRS обязаны отчитаться о своих клиентах. Если такая организация не направит вовремя информацию, не включит в отчет какие-либо данные из перечня обязательных или неверно определит налоговое резидентство клиентов, она должна будет выплатить штраф в размере от 50 000 до 500 000 рублей за каждого клиента или за каждый выявленный факт нарушения.
Впрочем, в ближайшие пару лет — вплоть до конца 2019 года — финансовым организациям дадут время подготовиться и усовершенствовать систему отчетности, в связи с этим штрафы пока применяться не будут.