Дорогие гости. Как страхование мигрантов сохраняет российский бюджет
Россия вышла на четвертое место в мире по численности мигрантов — 11,7 млн человек, сообщала в своем докладе ООН. Резкий скачок количества приезжих работников произошел в последние годы. До кризиса 2014 года в России, по оценкам Минтруда, работало около 3 млн мигрантов. Но уже тогда бюджет только одной Москвы ежегодно тратил на их лечение порядка 2,5 млрд рублей.
В 2015 году в России появилась норма, обязывающая иностранных граждан при устройстве на работу предъявлять полис добровольного медицинского страхования (ДМС). Новый закон, в первую очередь, был направлен на трудовых мигрантов из бывших республик СССР и должен был снизить финансовую нагрузку на государство.
Помимо обязательного ДМС для мигрантов тогда появились и другие ограничения — запрет на использование иностранной рабочей силы в некоторых отраслях, наличие загранпаспортов, обязательные тесты по русскому языку и так далее. Но без полиса ДМС получить сегодня трудовой патент просто-напросто невозможно.
В результате российские страховщики существенно расширили рынок. По данным Агентства страховых новостей, за девять месяцев 2017 года страховые компании собрали 3,2 млрд рублей по ДМС трудовых мигрантов.
В целом рынок ДМС, сократившийся в результате кризиса и отказов от медицинских пакетов со стороны работодателей, в этом году показывает рост. За первое полугодие общий объем премий увеличился на 10% по отношению к аналогичному периоду 2016 года и составил 68,5 млрд рублей.
Определенная доля в этом росте принадлежит и сегменту трудовых мигрантов, который серьезно увеличился за последние два года. Средняя стоимость полиса сегодня в целом по стране составляет около 1000 рублей, в Москве и Московской области — 4 тысячи рублей. За эти деньги можно приобрести полис с минимально допустимой законом страховой суммой 100 000 рублей.
По такому полису иностранные работники могут получать первичную и специализированную медицинскую помощь в неотложной форме, медико-транспортную помощь, помощь при внезапных острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний, травмах или отравлениях.
В свою очередь страховая компания компенсирует клиникам все расходы в рамках программ, в том числе прием специалистов, рентген, УЗИ, ЭКГ, анализ крови, в случае острой зубной боли — услуги стоматолога, оформление больничного листа при необходимости. При отсутствии ДМС все расходы должен оплачивать работодатель. А они могут быть значительными, тем более, если придется говорить о репатриации.
Как правило, большинство работодателей и сами мигранты экономят на страховании, приобретая стандартные полисы с минимально необходимым по закону покрытием, включающим только экстренную медицинскую и медико-транспортную помощь. А между тем речь идет о здоровье и даже жизни.
Недавно на страховом рынке был случай, когда компания организовала репатриацию тела гражданина Узбекистана по полису ДМС. Мужчина приехал в Санкт-Петербург на работу и застраховал свое здоровье согласно требованиям законодательства. К сожалению, он попал в ДТП и был доставлен в больницу, где скончался от полученных травм.
Если бы не расширенное покрытие, то, возможно на возвращение тела на родину не хватило бы страховой суммы. А ведь, будем честными, далеко не все работодатели готовы нести такие расходы.
Так что введение обязательного страхования иностранных граждан не только разгрузило систему ОМС, но и решило проблемы многих компаний-работодателей. И, конечно, не будем забывать, что речь идет о здоровье людей. В 2018 году рынок ДМС продолжит расти, и одним из его драйвером останется страхование трудовых мигрантов.