К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Новые идолы: какие формы принимает криптовалютное безумие

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Использование слова «блокчейн» в названии компании способно за сутки увеличить ее капитализацию вдвое

Инвесторы любят создавать себе кумиров на фондовых рынках. В шестидесятых годах компании удваивались в цене, если добавляли в название «электротроника», в девяностых безумными темпами росли акции всех компаний с окончанием на «.com». В 2017 году «золотыми» словами стали «цифровая валюта» и «блокчейн».

Почти каждый день очередная малоизвестная компания объявляет о корпоративной реорганизации в связи с использованием криптовалюты или блокчейн. Среди них производители напитков и одежды, IT компании и владельцы золотых шахт. Иногда изменения касаются только названия компании, и этого хватает, чтобы как минимум удвоить капитализацию за день. Таким образом, менеджмент, который часто владеет крупными долями в небольших компаниях, получает моментальные дивиденды, не прилагая практически никаких усилий. В большинстве случаев подобные реорганизации похожи на откровенное мошенничество ради быстрой наживы.

Самыми яркими примерами волны «криптобезумия» последних дней стали компании Long Island Iced Tea и LongFin. Первая компания — это китайский поставщик премиального чая улунг с капитализацией в $20 млн. В 2017 году менеджмент решил сменить название на Long Blockchain и изменить стратегию бизнеса. Чем будет заниматься компания точно не ясно, но инвесторы утроили цену акции сразу после новостей. До этого компания в течение 5 лет работала в убыток и не подавала никаких надежд.

 

LongFin — это индийская компания, которая занимается искусственным интеллектом и имеет прибыль в $7 млн. Компания провела IPO в декабре и получила оценку в $245 млн, что дает оценку по коэффициенту P/E в 35х — достаточно дорого даже для IT-компании. Сразу после IPO LongFin купила Ziddu.com, блокчейн-сервис, который выдает микрофинансовые займы под залог складских помещений. Сам сервис пока не имеет выручки, но это не остановило спекулянтов, и в какой-то момент LongFin имела капитализацию в $7 млрд. Для сравнения такую же капитализацию имеют «Уралкалий» и Mail.ru. Самое интересное, что сервисом Ziddu до этого владел генеральный директор LogFin Венката Меенавалли, а сделка оплачивалась акциями компании LongFin. Таким образом, Меенавалли за неделю получил многомиллионную прибыль. При этом сам Меенавалли в интервью CNBC, которое проходило в момент сумасшедшего роста цены акций, пытался объяснить журналистам, что он ведет реальный законный бизнес, и даже он признал, что текущая капитализация компании не оправдана. На мой взгляд, подобные ситуации заслуживают пристального внимания регуляторов.

Все это яркие примеры иррациональности рынка, который игнорирует тот факт, что компании ведут бизнес на грани мошенничества. Но есть и примеры компаний, которые действительно пытаются интегрировать новые технологии в свой бизнес, хотя это и не отменяет их абсурдной оценки.

 

Одна из таких компаний — Overstock.com, которая продает мебель и предметы интерьера через интернет. Годовая выручка компании составляет $1,8 млрд при практически нулевой прибыли. Инвесторы уже давно разочаровались в ней, но все изменилось после того, как летом 2017 года Overstock.com объявила о том, что будет принимать к оплате любую криптовалюту. В результате акции компании выросли более чем в два раза.

В ноябре CEO компании Патрик Бирне увидел еще одну возможность сыграть на ажиотаже и вывел на ICO давно забытую всеми платформу tZero. Раньше платформа использовалась для торговли акциями и ничем не выделялась, но после возникновения крипто-бума Бирне решил возродить проект и сделать из него регулируемую площадку для торговли токенами, выпускаемых в результате ICO. В декабре tZero привлекла $250 млн через ICO, за счет чего акции Overstock выросли еще на 50%. Цена акции выросла почти в четыре раза с момента введения новой стратегии, а капитализация достигла $1,6 млрд. Компания по прежнему не получает прибыли и весь рост ее акций держится исключительно на вере инвесторов в потенциал новых технологий, хотя никаких прогнозов по потенциальной прибыли от новых проектов пока не было.

Еще один пример избыточного оптимизма инвесторов — это компания Goldmoney, которая объявила, что позволит своим клиентам торговать криптовалютами, а так же хранить их в аудированных и застрахованных хранилищах. Акции компании немедленно выросли в три раза. Рой Себаг, CEO и со-основатель Goldmoney, не хочет, чтобы его бизнес ассоциировали с ICO или компаниями, которые просто делают вид, что связаны с криптовалютами или блокчейн. «Однозначно на рынке эйфория, но наш бизнес — это не ICO, где люди рисуют бизнес-план за стаканом пива и публикуют его без дальнейшего регулирования. Именно так и получаются компании типа Pets.com», — говорит Рой. К сведению, Pets.com была одним из ярчайших примером пузыря доткомов. Pets.com занималась продажей товаров для животных и работала по модели Amazon. Компания вышла на IPO в феврале 2000 года и привлекла $83 млн, хотя не имела прибыли и генерировала всего $700 000 выручки. Не прошло и года, как компания признала, что ее бизнес-модель не работает, и подала на банкротство.

 

Делая ставки на криптовалюты и сопутствующие технологии, которые могут изменить мир, как в свое время сделал интернет, инвесторы пытаются найти следующий Amazon. Но необходимо помнить, что какой бы заманчивой не была идея, компании должна доказать устойчивость своего бизнеса. Под действием эйфории инвесторы не видят очевидных проблем у новых бизнесов в блокчейн и забывают, что бизнес должен оцениваться по денежным потокам, которые он генерирует. В результате, большинство акций, купленных в период эйфории принесут убытки, когда наступит отрезвление.

На примере пузыря «доткомов», видно, что лучшей стратегией будет дождаться сдувания первого пузыря блокчейна и искать компании, которые докажут устойчивость своей бизнес-модели в тяжелые времена. Динамика цены акций Amazon и Apple показывает, что входить в эти бумаги было не поздно и через несколько лет после сдувания пузыря «доткомов».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+