Основными события, оказавшими влияние на рынок негосударственных пенсионных фондов (НПФ), стали санации крупных российских банков — «ФК Открытие», Бинбанка и Промсвязьбанка, а также самой большой по числу клиентов страховой компании «Росгосстрах».
Многие НПФ, в которых сосредоточена примерно половина всех застрахованных лиц негосударственных пенсионных фондов, держали в составе пенсионных накоплений и резервов ценные бумаги пошатнувшихся финансовых компаний. Это стало причиной проблем таких заметных игроков пенсионного рынка как НПФ «Лукойл-гарант», НПФ Электроэнергетики и НПФ РГС, попавших в периметр санации банка «ФК Открытие».
Укрупнение крупных
В конце года Банк России принял решение об объединении вышеуказанных НПФ в единый фонд, сделав его крупнейшим на российском пенсионном рынке. Пенсионные накопления объединенного фонда достигнут 520 млрд рублей, а клиентская база — 7,7 млн человек, если исходить из данных ЦБ за 9 месяцев 2017 года.
Этот фонд обгонит по объему НПФ Сбербанка с 430 млрд рублей пенсионных накоплений. Такой актив, по нашему мнению, ЦБ будет стараться реализовать, но исходя из объема средств, он будет интересен скорее всего большим российским НПФ, связанных с госбанками, — НПФ Сбербанка или НПФ ВТБ.
Активная политика привлечения, а также сделки по слиянию и поглощению НПФ Сбербанка и НПФ ВТБ, вероятно, продолжатся и в 2018 году, причем интерес будут представлять не только пенсионные накопления, но и пенсионные резервы.
Долгожданная реформа
Пенсионная индустрия надеется, что в 2018 году будет определено дальнейшее развитие пенсионной реформы, в частности концепции ИПК (индивидуального пенсионного капитала). Анонсировали ее еще во второй половине 2016 года представили ЦБ и Минфина.
Реформа должна решить проблему моратория на пенсионные накопления, из-за которого в пенсионные фонды не поступают новые средства. Но в правительстве возникла дискуссия относительно автоподписки граждан, и внесение законопроекта в Госдуму затянулось.
На сегодняшний день замена автоподписки авторегистрацией, предложенная Минфином, снижает потенциальный интерес к этому проекту как со стороны будущих пенсионеров, так и НПФ. Решение проблемы дефицита средств в ПФР путем увеличения пенсионного возраста вряд ли случится в следующем году, это скорее вопрос 2019 года или более отдаленной перспективы.
Новая инвестиционная декларация
В марте 2017 года вступило в силу положение Банка России 580-П, определившее требования ЦБ к структуре и составу средств пенсионных накоплений, где следует отметить уменьшение доли вложений в банковский сектор с 40% до 30%, а также снижение доли связанных юридических лиц с 25% до 15%. Все эти шаги направлены на увеличение прозрачности вложений НПФ, но создают определенные сложности в выборе эмитентов для вложений.
Также не решен вопрос о требованиях к системе риск-менеджмента управляющих компаний (аналог 4060-У), которым законодательно НПФ передают 100% пенсионных накоплений и большую часть пенсионных резервов.
Фактически необходимость наличия такой системы в управляющих компаниях продиктована указанием 4143-У, но сейчас пока отсутствуют разъяснения со стороны регулятора, по каким правилам она должна быть устроена и как должна работать.
В 2017 году пенсионные фонды смогли почувствовать необходимость в достаточности капитала из-за стресс-тестирования, введенного указанием Банка России 4060-У. Параметры стресс-тестов, опубликованные в декабре года, явно задают тренд на вложения средств НПФ в государственные бумаги (ОФЗ) и проведение сделок РЕПО с центральным контрагентом.
Опубликованный регулятором обзор финансовый стабильности подтверждает это. Он демонстрирует неудовлетворенность ЦБ результатами инвестирования НПФ: повышенный риск не приносит доходность выше, чем ОФЗ.
Ситуация с рейтингами эмитентов, законодательно необходимыми для вхождения в состав пенсионных накоплений, до сих пор не разрешилась. Напомним, что с начала 2018 года будет невозможно покупать новые выпуски эмитентов без рейтингов аккредитованных ЦБ агентств.
В ближайшие годы, скорее всего, стоит ожидать продолжения консолидации рынка НПФ в связи с высокими требованиями регулятора к системе риск-менеджмента, автоматизации бизнес-процессов. Этому будет способствовать и применение новых IT-технологий в области продвижения пенсионных продуктов, таких как big data (для детального сегментирования клиентской базы) и blockchain (для работы с пенсионными агентами).