С конца 2015 года Федеральная резервная система США приступила к нормализации денежно-кредитной политики. Суть этого процесса заключается в том, чтобы привести уровень эффективной ставки по федеральным фондам до устойчивого в долгосрочном периоде уровня (сейчас он оценивается примерно в 4%), а также убрать со своего баланса избыточные активы, которые регулятор приобрел в результате программы количественного смягчения.
В декабре 2015 года ставка впервые за 11 лет была повышена на 0,25 п.п. с околонулевого уровня. В следующий раз повышение процентной ставки произошло лишь спустя год — в декабре 2016 года, со смещением на уровень 0,5-0,75%. В этом году процесс нормализации ставок ускорился, и уже произошло два повышения — оба по 25 базисных пунктов, а по итогам декабрьского заседания, которое завершится 13 декабря, процентная ставка с высокой вероятностью может быть увеличена и в третий раз.
Зачем ФРС повышать ставки
Представители Федрезерва продолжают апеллировать к тому, что повышение ставок связано с ожиданиями касательно восстановления инфляции в США по мере роста экономики. Сейчас регулятор проводит политику по защите от возможного всплеска инфляции в ближайшие месяцы из-за введения налоговой реформы, которая предполагает значительное снижение налоговой нагрузки на бизнес.
Налоговая реформа в США — ключевой драйвер высокого «аппетита к риску» на мировых рынках акций: ее воплощение ускорит рост ВВП США в следующем году до 2,0%-2,4% и разгонит динамику инфляции. Кроме того, влияние президентской программы Дональда Трампа на экономику в 2018 году, в случае ее растягивания на 2-3 года, оценивается в 0,6%-0,8% ВВП, так как часть стимулов, скорее всего, пойдет на возврат долгов и нивелирование торможения текущих темпов роста. На этом фоне Федрезерв торопится повысить процентные ставку, чтобы создать базу для смягчения условий работы бизнеса в случае утраты импульса к росту и движения экономики США в сторону рецессии.
В феврале 2018 года пост главы ФРС перейдет от Джанет Йеллен к Джерому Пауэллу, но направление денежно-кредитной политики в США от этого не изменится. Несмотря на то, что новый руководитель Федрезерва характеризуется более мягкими взглядами, рынок ожидает по крайней мере еще два повышения ставки в 2018 года до 2%.
Таким образом, уже к концу следующего года экономика и финансовые рынки могут попасть в неприятную ловушку: процентные ставки растут, ФРС решительно настроена предотвратить всплеск инфляции выше целевого уровня 2% в течение года, тогда как большого эффекта от налоговой реформы экономика США не получает и, согласно прогнозам, начинает постепенно замедляться по темпам прироста ВВП до 2% — этот уровень может быть достигнут в четвертом квартале 2018 года.
Что делать инвестору
Чем опасен рост ставки федеральных фондов до 2%? Дело в том, что при условии сохранения долгосрочных инфляционных ожиданий на уровне около 2% повышение процентной ставки оказывает наибольшее влияние, в первую очередь, на короткий участок кривой, подталкивая все выше ставки LIBOR и доходности казначейских облигаций (Treasuries) со сроком обращения до двух лет. В результате к 2019 году «короткие» ставки могут оказаться выше «длинных», что негативно скажется на динамике финансового сектора. Такую инверсию кривой часто называют предвестником рецессии.
Это состояние может усилиться дефицитом ликвидности в банковской системе в связи с тем, что Федрезерв параллельно с повышением ставок приступил к сокращению своего баланса. С октября объем активов под управлением регулятора будет сокращаться на $10 млрд в месяц, при этом ожидается, что ежеквартально продажи будут увеличиваться с целью достижения уровня $50 млрд в месяц.
Вместе с тем увеличение дефицита госбюджета США в связи с налоговой реформой может позитивно отразиться на состоянии фондового рынка, подпитываемого как понижением мультипликаторов, так и вероятным анонсированием планов крупнейших корпораций по проведению обратного выкупа акций (buyback) и выплате повышенных дивидендов.
Однако расширение бюджетного дефицита создает среднесрочные угрозы для рынка казначейских облигаций в связи с высокой зависимостью бюджета США от рыночных привлечений госдолга и притока капитала. Так что в перспективе Казначейство США может столкнуться с повышением ставок привлечения и удорожанием стоимости обслуживания долговых обязательств.
На фоне нежелания Европейского центробанка спешить с повышением ключевой ставки, а также учитывая ожидания по экономике США, пара евро-доллар до конца года может снизиться до диапазона 1,14-1,16 за доллар. Однако к середине следующего года евро вполне может укрепиться до отметки 1,20-1,25 за доллар — экономические процессы вряд ли позволят ЕЦБ тянуть с нормализацией ставок, а фискальные стимулы в США будут растянуты во времени, что заметно сгладит их влияние на американскую экономику, находящуюся в зрелой фазе роста.
В целом начало следующего года выглядит достаточно радужным для рынков акций и облигаций как развитых, так и развивающихся стран. Аппетит к риску будет поддерживаться на высоком уровне, что выведет фондовые индексы на новые максимумы, а приток в высокодоходные активы может конвертироваться в укрепление валют развивающихся стран. Дальнейшая монетарная политика Федрезерва, несущая риски инверсии кривой, скорее, может стать неплохим поводом для фиксации прибыли по рисковым активам во второй половине следующего года.