Тревожная политическая обстановка в мире, непрерывное развитие высоких технологий и смена поколений сформировали несколько устойчивых трендов на мировом инвестиционном рынке. Некоторые из них уже сейчас способны принести прибыль более 25% годовых, тогда как другие выстрелят только через несколько лет и представляют интерес скорее для долгосрочных инвесторов.
1. Мода на ответственные инвестиции
На протяжении всего года со страниц финансовых изданий не сходят две модные аббревиатуры, отражающие характер инвестиций, — ESG (Environmental, Social and Governance) и SRI (Social Responsible Investment). По сути, сюда входят все виды бизнеса, способные позитивно повлиять на жизнь общества, а также компании, которые уделяют повышенное внимание экологическим и социальным аспектам. В 2016 году инвестиции в сектор ESG достигли $10,4 трлн, подсчитали во Всемирном банке.
По оценкам Минфина США, социально значимые инвестиции делают около 85% «миллениалов» (молодых людей, родившихся в конце 20 века). Их влияние на этот рынок вырастет еще сильнее, когда это поколение получит в наследство от своих родителей — «беби-бумеров» — активы стоимостью около $41 трлн.
Разброс потенциальных объектов для инвестиций в сегменты ESG/SRI огромен — от небольших стартапов, занятых разработкой системы очистки воды, до глобальных проектов по противодействию изменениям климата. Как правило, подобные инициативы построены на совершенно новых, еще нигде не испытанных технологиях и практиках.
Для тех, кто не готов к венчурным рискам, аналитики, например в Thomson Reuters, ввели рейтинги ESG для компаний из традиционных секторов. Индексы отражают уровень социально значимых практик на предприятиях и, судя по всему, нередко влияют на инвестиционные решения.
Пару лет назад Уоррен Баффет приобрел долю свыше 9% в Axalta Coating Systems — одном из крупнейших в мире производителей автокрасок. Акции компании показывают очень скромный рост, но зато у нее всегда высокий ESG-рейтинг и отличная репутация в области управления качеством.
В мае прошлого года французский Axa решил избавиться от табачных активов на €1,8 млрд. А в середине 2017 года один из крупнейших в мире игроков на перестраховочном рынке — Swiss Re — объявил о том, что весь его портфель размером в $130 млрд будет управляться с учетом принципов ESG.
В свою очередь, акции сети супермаркетов органической еды Whole Food Markets с 2013 года потеряли почти половину своей стоимости, но сейчас считаются недооцененными: мода на ЗОЖ и органическую пищу постепенно улучшает самочувствие компании.
Мода на ответственные вложения также породила великое множество тематических биржевых фондов ETF. Они не приносят баснословных прибылей, давая обычно до 10,5% годовых в долгосрочной перспективе. Но конкуренция на рынке помогает частным инвесторам немного сэкономить. Так, крупнейший эмитент ETF в мире — фонд BlackRock — недавно вдвое снизил свои комиссии на все выпущенные им «социально ответственные» бумаги.
2. Здравоохранение нового типа
Когда в сфере здравоохранения начали активно внедрять технологии на основе Big Data и машинного обучения — эта отрасль пережила настоящий бум. В 2015 году объем венчурных инвестиций в направление Healthcare только в США достиг $7,5 млрд. В 2016 году эта цифра составила уже $7,7 млрд.
Вполне вероятно, что сейчас мы становимся свидетелями второй волны этого бума. Аналитики Silicon Valley Bank уверены, что в 2017 году рекорд будет побит — по итогам первого полугодия вложения в стартапы в этом секторе уже перевалили за $6 млрд.
Кроме того, западные потребители все меньше доверяют хирургам свою красоту и долголетие и все больше — медицинскому сегменту антиэйдж, который сосредоточен на учете индивидуальных особенностей и предотвращении заболеваний.
Новые возможности в этой области опираются на анализ огромных массивов исторических данных, всестороннее изучение систем и клеток организма, которое в конечном итоге позволяет просчитывать и предотвращать риски для здоровья каждого человека.
Поскольку быть здоровыми и жить долго хотят все, проблем со спросом здесь не возникает. В то же время инвесторы уже получили хорошую прививку от чрезмерного увлечения прорывными медицинскими технологиями. После провала компании Theranos рынок задумался о том, насколько малопонятна и непредсказуема эта отрасль. Летом Стэнфордский университет запустил стартап, связанный с экспресс-анализами крови, и теперь вынужден непрерывно повторять, что новая разработка не имеет ничего общего с системой Theranos. Но особого доверия на рынке эти утверждения не вызывают.
Из-за подобных опасений многие инвесторы предпочитают вложения в Healthcare через управляющих с отраслевым уклоном или выбирают привычные рынку ETF, которые вполне подходят для долгосрочного сбережения средств. Например, Platinum International Health Care Fund с ноября 2003 до конца октября 2017 года обеспечивал среднюю годовую доходность на уровне 9,73%.
3. Искусственный интеллект набирает мощь
В сектор AI долгое время инвестировали в основном по двум направлениям — через небольшие стартапы или внутри крупных компаний. Теперь эти направления пересеклись на рынке. В 2017 году инвестиции в искусственный интеллект вышли на новую стадию — слияний и поглощений. Гиганты рынка активно покупают небольших профильных игроков, и чаще всего это позитивно сказывается на их самочувствии на бирже.
С участием компаний, работающих в сфере AI, в прошлом году была заключена 591 сделка на общую сумму $4,2 млрд. Тренд возглавили технологические гиганты, совершившие крупнейшие сделки M&A. Google, Apple, Intel, Microsoft и Salesforce поглотили за 2016 год более 40 компаний, которые занимаются машинным обучением, data science, обработкой естественных языков и компьютерным зрением.
Приобретение AI-компаний стало одним из драйверов роста на бирже — та же Google продолжает расти в год на десятки процентов, несмотря на существенные расходы и риски, связанные с внедрением новых технологий.
Однако не стоит забывать, что искусственный интеллект — это всё-таки немного про будущее. И большинство продуктов на основе AI — как, например, видеосистемы для автопилотов на дорогах от Nvidia — начнут приносить прибыль ближе к 2020-2030 годам.
4. «Поглощение технологий»
В этом году впервые в истории рынка сектор non-tech вложил в частные технологические стартапы больше, чем IT-сектор. Сегодня 51% средств, потраченных компаниями из списка Fortune 500 на техно-стартапы, приходится на игроков, которые не зарабатывают на технологиях напрямую, а только используют их в своей работе.
За последние несколько лет сложился целый список отраслей, которые активно тратятся на технологическую составляющую. Это, в первую очередь, финансисты (Goldman Sachs, Citigroup, American Express), медийщики (Disney, Time Warner, Discovery), промышленники (General Electric, Caterpillar), медики (Anthem, Humana) и поставщики бизнес-сервисов (Master Card, Western Union).
Как правило, технологическая трансформация на базе приобретенных ресурсов помогает компаниям снизить издержки, расширить присутствие, повысить отдачу от «физических» площадок. Поэтому рынок традиционно реагирует на поглощение техно-стартапов повышением котировок материнской компании.
Одно из крупнейших последних поглощений — сделка по приобретению компании Jet.com розничной сетью Walmart. В 2016 году ретейлер заплатил $3 млрд за лидера американского рынка e-commerce. В Walmart уверены, что полученные технологические возможности помогут сделать сервис для покупателей более персонализированным и таким образом выделиться среди конкурентов.
Специалисты отмечают, что, по большому счету, ретейлеры пока точно не знают, какие элементы персонализации лучше работают — индивидуальная рассылка, персональные рекомендации на основе предыдущих покупок или, например, личные приветствия в зале.
Однако компании для запуска этих опций в любом случае придется собрать информацию о покупателе, правильно ее обработать и вовремя предоставить персоналу. А значит, инвестиции в IT своевременны и оправданны. И хотя Walmart не озвучил конкретных технологических планов, его акции стали уверенно расти. Тенденция сохраняется до сих пор — с начала 2017 года бумаги компании прибавили 29%.
В то же время политика «поглощения технологий» фактически превращается в мейнстрим для non-tech-предприятий, поэтому уже не дает им существенных выгод по сравнению с конкурентами. А вот отсутствие подобных вложений у крупного игрока — тревожный знак для инвестора.
5. Китай снова в фаворе
Внимание инвесторов регулярно смещается с развитых рынков на развивающиеся и обратно. Сейчас, несомненно, время Emerging Markets. Причина, скорее, не в хорошем самочувствии стран АТР — там тоже немало сложностей. Просто вкладываться в ключевые развитые экономики еще рискованнее. Неоднозначное поведение американского президента Дональда Трампа, его трения с Конгрессом по поводу налоговой реформы и ураганы в США снизили привлекательность североамериканского рынка.
В Европе тем временем обстановка накаляется из-за ситуации в Каталонии — самом богатом регионе Испании. К тому же сохраняется неопределенность по поводу последствий Brexit.
В результате инвесторы, в первую очередь западные, вновь задумались о развивающихся экономиках. Здесь фондовые рынки продолжили восстановление, начавшееся еще в прошлом году. По состоянию на конец октября индекс MSCI Emerging Markets вырос на 32,64%, в то время как MSCI World Index — только на 18,76%. По показателям год к году развивающиеся страны тоже впереди — 26,91% роста против 23,46%.
На фоне такой динамики западные инвесторы дружно вспомнили о перспективах потребительского сектора в Китае. По прогнозам McKinsey, через пять лет численность среднего класса в КНР вырастет более чем вдвое и составит 600 млн человек. Это способствует росту котировок тематических фондов, таких как Premium China Fund, который инвестирует в компании с листингом в Гонконге, материковом Китае и Тайване. Средняя доходность этих бумаг за 12 лет составила чуть более 10,5% годовых, но за год с сентября 2016 по сентябрь 2017 года рост их стоимости превысил 28%.
Желающих заработать на китайском потреблении призывают к осторожности, указывая на непрозрачность многих структур в КНР и коррупционные скандалы. Впрочем, то же самое говорят о России, что не мешает зарубежным инвесторам получать прибыли на российском рынке. А судя по риторике Трампа и ситуации вокруг Каталонии, Китай и другие развивающиеся рынки будут пользоваться спросом еще долго.