Вопреки всему. Как российские компании научились привлекать финансирование в условиях кризиса
Любому бизнесу требуется регулярно привлекать финансирование для полноценного роста и развития. После небольшого перерыва у российских корпораций снова появился широкий выбор необходимых для этого инструментов как на внутреннем, так и на международных рынках. Последний год компании активно используют возможности развитых рынков капитала с их огромными ресурсами, стандартизированными правилами и готовыми инструментами. В частности, корпорации прибегают к размещению акций, еврооблигаций, а также привлечению синдицированных кредитов.
По данным Банка международных расчетов (BIS), в 2017 году зарубежное кредитование в России (займы, долговые ценные бумаги, депозиты) достигло наибольших темпов роста за последние четыре с лишним года. При этом из общего долга российских резидентов перед иностранными банками, который составляет $102,7 млрд, порядка $16,3 млрд были получены от кредиторов из Франции, $14,3 млрд — из Великобритании и $7,7 млрд — из Германии.
Рост зарубежных кредитов — это один из признаков выхода из рецессии и оживления российской экономики. В дальнейшем потенциальное улучшение рейтинга России международными агентствами может способствовать еще более активному росту зарубежного кредитования российских компаний.
Опыт российских заемщиков свидетельствует о том, что, несмотря на непростую экономическую и геополитическую обстановку, эмитенты из России постепенно возвращаются на международные рынки капитала. В свою очередь, иностранные инвесторы явно адаптировались к «новой реальности» и готовы наращивать свое присутствие на этом непростом, но многообещающем рынке.
Размещение акций
К концу 2016 года сразу несколько факторов создали положительные условия для рынков акционерного капитала в России. Среди них — улучшение макроэкономической ситуации в стране, погоня мировых инвесторов за доходностью в условиях ультранизких ставок, а также положительные тенденции для компаний в области добычи природных ресурсов и металлообработки.
В то же время акции российских эмитентов показывали сильный рост на бирже, а рыночная оценка стоимости активов продолжала оставаться ниже среднеисторического значения — в отличие от Европы и США, где ценные бумаги уже достаточно дороги.
На этом фоне крупные российские компании стали активнее привлекать финансирования на рынке акций. Этой возможностью воспользовались как предприятия, уже котирующиеся на рынке (к примеру, предложение акций МКБ в октябре 2017 года), так и их акционеры, которые стремились привлечь ликвидность за счет реализации части капитала (продажа на рынке акций компаний «Русал» или «ФосАгро»).
Кроме того, российские эмитенты возобновили привлечение средств с помощью первичных публичных размещений (IPO). IPO компании «Детский мир» на Московской бирже в феврале 2017 года подтвердило высокий уровень вовлеченности международных банков-организаторов, а также большой интерес иностранных инвесторов — в книге заявок на предложение акций ретейлера преобладали глобальные игроки, несмотря на отсутствие международной котировки.
В свою очередь, IPO компании En+, состоявшееся в ноябре, стало самым крупным первичным размещением в России с 2014 года (и одним из пяти крупнейших IPO в Европе в этом году), а также первым первичным размещением российской компании на Лондонской фондовой бирже за три года.
Эти факты подтверждают позитивные условия для возвращения крупных российских корпораций на международные рынки. А вот небольшим компаниям этот путь вряд ли подойдет: IPO — это довольно непростой и недешевый способ привлечения капитала. Так что им, возможно, будет проще найти стратегического покупателя из числа более крупных российских или глобальных игроков на рынке.
Долговые рынки
В 2017 году устойчивая динамика цен на нефть, оптимистичные сценарии роста российской экономики, курс ЦБ на смягчение денежно-кредитной политики и общее улучшение финансовых показателей компаний благоприятно сказались и на рынке еврооблигаций.
За десять месяцев 2017 года российские эмитенты разместили еврооблигаций в различных валютах примерно на $25 млрд — это на $10 млрд больше, чем за весь 2016 год. Особую активность проявили компании металлургической, горнодобывающей и нефтегазовой отраслей, которые получили поддержку от роста цен на сырьевых рынках, — на них пришлось более трети всех российских эмиссий в этом году. Крупнейшими оказались размещения «Газпрома» на £850 млн и «Норильского никеля» на $1 млрд. Отдельно стоит отметить успешное размещение еврооблигаций Минфина РФ, который в два «подхода» выпустил новых бондов на $6,9 млрд.
Также в марте 2017 года «Русал» стал первой из российских компаний, разместивших облигации на китайской бирже на сумму 1 млрд юаней (так называемые панда-бонды), при целевом объеме размещения не более 500 млн юаней. Пока евробонды российских эмитентов в юанях являются редкостью, и опыт «Русала» — это скорее исключение, подтверждающее правило. Это объясняется тем, что китайские рынки открыты только для краткосрочных выпусков —до 3 лет. Российских заемщиков такой вариант чаще всего не устраивает.
Еврооблигации позволяют заемщикам привлекать финансирование с достаточно стандартизированной организацией размещения, сохранением необходимой доли в капитале компании (в сравнении с IPO/SPO) и с меньшими ограничениями по сравнению с банковским финансированием. Но не надо забывать, что требования к минимальному объему, рейтингам и международной отчетности накладывают свои ограничения на круг потенциальных эмитентов.
Высокий уровень активности на рынке еврооблигаций должен сохраниться и в 2018 году — за счет растущих потребностей компаний в рефинансировании рекордных заимствований 2012-2013 годов и ожидаемого ускорения экономического роста в России, который может снизить влияние потенциального ужесточения монетарной политики ФРС США и ЕЦБ на эмитентов из развивающихся рынков.
Синдицированные кредиты
Альтернативой размещению еврооблигаций является рынок синдицированных кредитов. До 2014 года его объем примерно соответствовал объему рынка евробондов — в 2013 году российские заемщики привлекли синдицированных кредитов на $40 млрд. После 2014 года общие объемы финансирования компаний в валюте сократились. В 2016 году российские заемщики получили синдицированных кредитов на $16 млрд (объем размещений еврооблигаций за тот же период составил $12 млрд).
При этом в 2016-2017 годах усилилась конкуренция среди банков, традиционных игроков рынка синдицированного кредитования в России, за заемщиков с хорошим кредитным качеством. Более того, к ним прибавились некоторые иностранные банки, которые в 2014 году «поставили на паузу» активное кредитование российских компаний, но сейчас постепенно возвращаются в этот сегмент.
Появились и новые игроки, в частности китайские банки. Первой знаковой для рынка сделкой, в которой значительный объем ликвидности был предоставлен именно банками из КНР, стало финансирование компании Башнефть на $500 млн в январе 2016 года. ГМК «Норникель» и ВЭБ также удалось привлечь синдицированные кредиты в юанях от пула китайских финансовых организаций. Это обусловлено как экономическими, так и юридическими причинами, в частности ратификацией соглашения об отсутствии двойного налогообложения между Россией и Китаем.
С точки зрения заемщика, синдицированный кредит является наиболее гибким инструментом привлечения финансирования на международных рынках капитала, который позволяет компании с хорошим кредитным качеством получить максимум ликвидности на наиболее выгодных условиях. Кроме того, его использование способствует созданию положительной кредитной истории на рынке. Благодаря этому синдицированное кредитование будет востребовано российскими компаниями на любой стадии экономического цикла.