К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Детство золотое. Как инвестиции в дошкольное образование влияют на экономический рост

Фото AP / TASS
Фото AP / TASS
Инвестируя в дошкольное образование, страны вкладываются в будущий экономический рост, более справедливое общество и процветание для всех

Экономика государства и дошкольное образование не настолько далеки друг от друга, как могло бы показаться на первый взгляд. Исследования нобелевского лауреата Джеймса Хекмана и его учеников о производительной функции и отдаче от инвестиций в образование показали, что вложения в самом раннем возрасте (0-6 лет) являются наиболее эффективными с точки зрения развития человека. При этом наибольший эффект достигается при работе с детьми из семей в трудной социально-экономической ситуации.

Это известное исследование по сути перевернуло взгляд человечества на дошкольное образование, которое начало рассматриваться как инвестиция, а не расходная статья бюджета. Более категоричные ученики Хекмана, которые изучали эластичность вложений в когнитивные и некогнитивные навыки детей, пришли к выводу, что инвестировать в то, насколько человек станет сообразительным в будущем, имеет смысл только до достижения ребенком 5-летнего возраста. Однако вкладываться в детей в расчете на то, что они вырастут самостоятельными в принятии решений, хорошими коллегами, ответственными и этичными работниками, можно всегда.

Говоря о цифрах, довольно любопытно изучить результаты исследований, которые в разное время проводились в США и Великобритании. Особый интерес представляют долгосрочные исследования, когда эффект от программ раннего детского развития прослеживается на сроках до 40 лет.

 

Такие программы показывают высокий уровень возврата вложенных средств (см. график 1). К примеру,  программа дошкольного образования Перри наглядно демонстрирует, что каждый вложенный в ребенка доллар вернулся в шестнадцатикратном размере через 40 лет. Это позволяет сделать вывод о том, что подобные государственные инвестиции дают значимый и длительный эффект. В пересчете на доллары и рубли он включает в себя, в том числе, меньшую зависимость населения от социального обеспечения в будущем, более высокую занятость и заработную плату, высокие государственные доходы и пониженные расходы, а также снижение уровня преступности.

Дети и ВВП

Наиболее авторитетные тесты PISA, TIMSS, PIRLS в которых Россия участвует с 2000 года, подтверждают, что каждый дополнительный год дошкольного образования приносит дополнительные баллы школьникам 4-х и 8-х классов. Но по итогам этих тестов проводятся и экономические исследования. Так, например, в США посчитали, что если бы 75% школьников, баллы которых находятся в нижней части распределения, достигли бы результатов 25% самых успешных сверстников по математической и естественнонаучной грамотности PISA, то за 35 лет ВВП страны мог бы увеличиться на 10%.

 

При этом простое выравнивание достижений школьников США со средними по ОЭСР значениями повысило бы ВВП страны на 1,7% за 35 лет. Поскольку дошкольное образование является предиктором высоких достижений — как когнитивных, так и некогнитивных, можно утверждать, что инвестируя в дошкольное образование, страны вкладываются в будущий экономический рост, более справедливое общество и процветание для всех.

Россия вкладывает достаточно высокую долю ВВП в дошкольное образование по сравнению со странами ОЭСР — в 2014 году она приближаясь к уровню в 1%. Отчасти это объясняется массовыми инвестициями в рамках капиталоемкой программы по реализации майских указов и наращиванием охвата от 3 до 7 лет.

Однако в последние годы вложения в образовательную систему в России, выраженные в доле ВВП, сокращаются. Так в 2015 году общие расходы на образование (и дошкольное, и школьное, и высшее) снизилась до 3,6%, в то время как страны ЕС вкладывали 4,9%, а США — более 6% ВВП. Снижение трат на российскую систему образования пропорционально сказалось и на вложениях в дошкольное образование.

 

С прицелом на будущее

Внимание к дошкольному образованию позволило международной общественности включить этот уровень образования в перечень целей устойчивого развития ООН до 2030 года. Так, согласно задаче 4.2, к 2030 году страны ООН должны добиться, чтобы все девочки и мальчики имели доступ к качественному дошкольному образованию и имели возможность подготовиться к начальной школе.

Россия, приняв новый закон об образовании и включив дошкольное образование в официальный перечень уровней образования, по сути, вошла в клуб стран с повышенным вниманием к детям раннего возраста и приняла обязательства по выполнению этой цели. Международным экспертам, в число которых входят и российские ученые, еще предстоит определиться с индикаторами этой цели, но сам факт ее постановки является важной вехой в развитии стран.

Таким образом, российская система образования сделала важнейший шаг в сторону укрепления самого эффективного и позитивного института развития человеческого капитала — дошкольного образования. Однако для повышения отдачи от системы дошкольного образования России еще многое предстоит достичь.

Одной из ключевых задач является дальнейшее развития системы, которое предполагает расширение ее охвата на детей возрастом от 0 до 3 лет, особенно на ребят из семей в трудном материальном положении. Системе дошкольного образования также необходимо решить проблему адаптации и интеграции детей из семей с неродным русским языком. Кроме того, требуются шаги по обеспечению полноценной инклюзии, чтобы доступ к образованию могли получить дети с инвалидностью и особенными возможностями здоровья. Все это требует повышенного внимания политиков – не только чиновников в сфере образования, но и представителей законодательной и исполнительной власти.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+