Валюта под контролем. Что ожидает владельцев иностранных счетов из России
Налоговики стали пристальнее следить за расчетами валютных резидентов России по их зарубежным счетам. В первой половине октября Измайловский суд Москвы поддержал решение ФНС наложить штраф в размере более 30 млн рублей за операцию с использованием зарубежного счета. При этом суть дела состояла не в том, что гражданин намеренно хотел нарушить валютное законодательство России, а в том, что факт операции c использованием зарубежного счета исходил от блокировки средств, возникшей ввиду американских санкций.
В 2014 году российский гражданин Николай Кузнецов, проживающий в Лондоне, перевел около $600 000 своему отцу со счета в российском банке, в котором у него был открыт вклад в американской валюте. Счет отца находился в другом российском банке, то есть операция проводилась между счетами, открытыми в российских кредитных организациях. Однако долларовый перевод осуществлялся через корреспондентский счет в американском банке, и тот заблокировал платеж, поскольку российский банк-получатель находился под санкциями США.
Позже Кузнецову удалось добиться разблокировки суммы в американском банке и впоследствии — перевода денег на счет в Великобритании, где он постоянно проживает. Уже оттуда сын совершил перевод отцу на его счет, открытый в российском банке.
Налоговые органы посчитали этот перевод незаконной валютной операцией и наложили штраф в размере 75% от зачисленной суммы. Отмечу, что 75% — это минимальная планка, по закону можно было оштрафовать и на 100%.
Два месяца назад ФНС выпустила разъяснения, в которых указала, в каких случаях нарушается валютное законодательство России и какие штрафы за это грозят (Письма ФНС от 16.08.2017 N ЗH-3-17/5523@ и от 05.09.2017 № ОА-3-17/5973@). Теперь же эту позицию подтверждает и вновь сформированная судебная практика: налоговая служба усмотрела нарушение законодательства в том, что разблокированные суммы были переведены из американского банка на зарубежный счет, который не был должным образом раскрыт налоговым органам России.
Можно предположить, что физическое лицо, которое давно проживает в Великобритании, не является валютным резидентом и, соответственно, нормы валютного законодательства к нему не применимы. Однако само понятие валютного резидента в настоящее время настолько размытое, что любое лицо с российским паспортом, постоянно проживавшее за границей, но при этом приехавшее на территорию России хотя бы на один день в году, тут же может попасть под российские валютные ограничения, связанные с использованием денежных средств на зарубежных счетах.
Если иностранный счет не раскрыт российским налоговым органам, то любые операции по нему — как зачисление, так и расходование средств — могут являться незаконными. И тогда существует риск получения штрафа до 200% (100% на зачисленные и 100% на израсходованные суммы).
Планируемые правительством поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», внесенные на рассмотрение в Госдуму 17 октября, более четко определяют статус резидентов России. В частности, предлагается уровнять статусы налогового и валютного резидента. Таким образом, независимо от того, есть ли у физического лица российский паспорт или нет, оно признается валютным резидентом РФ, если находится на территории России более 183 дней в году.
Это влечет за собой перемены и для тех, кто большую часть времени — более шести месяцев в течение года — проживает за границей. По замыслу законодателей, таким лицам нет смысла отчитываться по своим зарубежным счетам и сдавать отчеты о движении денежных средств, поскольку фактически эти люди, обладая российским паспортом, в России не живут.
Еще одним нововведением станет автоматический обмен налоговой информацией между странами, к которому Россия присоединится с 2018 года. Как будет работать этот инструмент, пока непонятно. Однако очевидно, что российские налоговые органы получат недоступную им ранее информацию о счетах граждан РФ, открытых ранее в зарубежных банках. В результате количество налоговых дел, связанных с начислением штрафов за нарушение валютного законодательства РФ, может существенно вырасти.