Сегодня P2P-кредитование — это признанный финансовый инструмент с большим потенциалом развития. Согласно исследованию PricewaterhouseCoopers восемь из десяти банков рассчитывают в ближайшие 3-5 лет создать стратегические партнерства P2P-сервисами и цифровыми платформами денежных переводов. По прогнозам Foundation Capital, к 2025 году объем мирового рынка Р2Р-кредитования достигнет $1 трлн.
Р2Р-платформы стали популярны на волне недовольства банками после кризиса 2008 года. Приток инвестиций в них и спрос на небанковские кредиты обеспечили взрывной рост этого рынка. Наглядный пример: если в 2007 году известная американская платформа Lending Club с трудом привлекла $10 млн инвестиций, то после IPO в 2014 году капитализация компании возросла до $10 млрд.
В России последствия мирового кризиса масштабно проявились только к 2009 году. Тема Р2Р была уже на слуху, рынки США и ЕС активно развивались. Казалось бы, успешную модель можно скопировать.
Но на этом пути встало несколько преград. Наряду с низкими доходами и слабой финансовой грамотностью населения, развитию P2P мешали привлекательные условия размещения банковских депозитов. Процентные ставки здесь выше уровня инфляции, а сохранность средств гарантирует АСВ. Это делает депозиты самым распространенным средством частного инвестирования в России.
Альтернативой гарантированного возврата средств могла стать только высокая доходность инвестиций. Поэтому первые российские P2P-платформы создавались с оглядкой на возможность получения дополнительных доходов или экономии на расходах.
Так, созданная в 2010 году «Биржа Кредитов» привлекает средства для кредитования покупок в аффилированных интернет-магазинах. Ныне закрытый проект Lendmoney использовал возможности платежной системы WebMoney, чтобы экономить на скоринге и цене транзакций. Однако все это не покрывало расходы по дефолтам, к тому же судебное взыскание задолженности было крайне проблематичным.
Путь, по которому пошло второе поколение российских P2P-платформ, — повышение процентных ставок. Платформа «Вдолг» (созданная при участии коллекторского агентства ФАСП), которая позиционирует себя как старейший российский Р2Р-сервис, сочетает работу по взысканию просрочки с процентными ставками до 365% годовых.
Процентные ставки по краткосрочным кредитам на популярных платформах Fingooroo и Bezbanka могут составлять 547,5% и 2 700 % годовых соответственно. Действующие платформы вынуждены ориентироваться на узкую категорию активных частных инвесторов, которые готовы к рискам и ждут быстрой отдачи.
Уместна аналогия с микрофинансовыми организациями— МФО привлекают высокорисковых заемщиков, а в Р2Р идут инвесторы, готовые рисковать ради высокой доходности.
В итоге складывается российская Р2Р-модель, которую метко назвали «сам себе МФО» — займы со средней суммой порядка 20 тыс. руб., высокие процентные ставки и высокая дефолтность. Основной отличительной особенностью российской модели стали краткосрочные займы.
В упомянутом Fingooroo сроки погашения составляют от 2 недель до 6 месяцев, в Bezbanka большая часть предложений ориентирована на сроки менее одного месяца. Для сравнения, средняя сумма займа в американском Lending Club порядка $30 тыс., средний срок займа превышает 3 года.
Тихая гавань
Еще одна черта, сближающая МФО и Р2Р, это отсутствие государственного регулирования на этапе становления отрасли. Деятельность МФО фактически не регулировалась до 2014 года, когда объем рынка достиг 50 миллиардов рублей. К этому моменту рынок МФО полностью сформировался, существовал устойчивый спрос и ценовая конкуренция, крупные игроки были готовы вести диалог с регулятором.
Работа российских Р2Р-платформ сейчас специально не регулируется, при этом стоит заметить, что российский рынок остается без надзора гораздо дольше зарубежных. В Великобритании, где первая Р2Р-компания появилась в 2005 году, саморегулируемая организация Р2Р (P2PFA) действует с 2011 года.
Во Франции Комитет по контролю за кредитом и инвестициями (ACPR) контролирует рынок Р2Р с 2010 года, В США регистрация компаний в Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) происходит с 2008 года, а в 2012 принят JOBS Act (Jumpstart Our Business Startups Act), регулирующий вопросы краудфандинга.
В России ЦБ с 2015 года проводит добровольный мониторинг Р2Р, в котором в разное время принимали участие от 5 до 20 крупнейших платформ. Суммарный портфель площадок, принимавших участие в мониторинге Центробанка, в апреле 2016 года составил 167,8 млн руб., весь рынок оценивают в 380-400 млн. руб.
Незначительные объемы рынка чаще всего объясняются отсутствием специального регулирования. Сколько времени есть у Р2Р-платформ, чтобы отстроить бизнес-процессы и сформировать клиентуру? Судя по динамике роста, можно было бы говорить о четырех-пяти годах.
Но законодательные нормы для Р2Р-платформ могут появиться гораздо раньше. Причина этого в изменениях на рынке онлайн-микрозаймов. С апреля 2017 года рынок МФО законодательно разделен на микрофинансовые (МФК) и микрокредитные (МКК) компании.
Право работать в онлайн-кредитовании есть только у МФК. Эксперты прогнозировали появление от ста до двухсот МФК, на практике такой статус сейчас получили всего двадцать семь компаний.
В настоящее время в России работает около 2 400 МФО, более 500 активно используют онлайн-каналы для привлечения клиентов. Разделение рынка МФО и растущая жесткость регулирования, безусловно, подтолкнут часть компаний к смене формы деятельности.
Если традиционные оффлайн-МФО достаточно далеки от равноправного кредитования, то онлайн-компании будут рассматривать нерегулируемый сектор Р2Р как тихую гавань. Можно предполагать, что в 2018-2019 годах появится не менее 50-60 новых Р2Р-платформ на базе МФО.
Новые игроки принципиально изменят ситуацию на рынке Р2Р. Они будут максимально использовать свой опыт скоринга и сложившуюся клиентскую базу. Приток инвестиций, по нашим оценкам, составит 0,5-1 млрд рублей — это значительно увеличит объем рынка.
Для потребителей краткосрочных займов развитие рынка Р2Р станет хорошей новостью, можно ожидать процентных ставок на 15-20 п.п. ниже среднерыночных в МФО. В то же время Р2Р-платформы не смогут конкурировать с банками в сфере долгосрочного и залогового кредитования, тогда как в ЕС и США Р2Р-продукты появились как альтернатива банковским кредитам.
Одновременно с ростом популярности Р2Р увеличится количество «серых» схем, от номинальных Р2Р-платформ (использующих собственные средства и вымышленные данные инвесторов) до откровенных пирамид. Увеличение объемов рынка и рост числа злоупотреблений безусловно ускорят принятие решения об обязательном регулировании рынка .
Трудности контроля
По мнению ЦБ, инвесторов российских Р2Р-платформ отпугивает непрозрачность бизнес-модели, мошенничество и отсутствие гарантий возврата займа. Обязательное регулирование должно обеспечить прозрачность бизнеса, а статус финансовой организации позволит Р2Р-платформам повысить качество скоринга за счет использования данных ПФР и ФНС.
Представители Р2Р в принципе готовы взять за образец регулирования модель МФО, которая предполагает создание государственного реестра компаний, предоставление финансовой отчетности и контроль расценок на агентские услуги Р2Р-платформ.
В то же время выступать стороной договора инвестирования, формировать резервы на дефолты и раскрывать доходность инвестиций Р2Р-платформы не хотят.
Судя по отзывам на профильных форумах инвесторов, реальная доходность вложений в Р2Р значительно ниже, чем заявленные в рекламе 35-45% годовых. Документальное подтверждение такой ситуации грозит платформам репутационными издержками.
Однако репутационные издержки — не самая серьезная опасность регулирования Р2Р. Гораздо больше проблем вызовет желание ЦБ защитить права инвесторов и заемщиков. В большинстве стран, где работают Р2Р-сервисы, защита инвесторов и заемщиков строится на этапе их взаимодействия с Р2Р-платформой. Платформа выступает как сторона договора – заемщик при инвестировании в Р2Р и займодавец при выдаче средств.
В России предлагается распространить на Р2Р действие закона «О потребительском кредите (займе)». На первый взгляд, хорошая идея — у инвесторов не будет сложностей с доказыванием наличия долга, взыскание попадает под закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности».
Однако ключевым понятием закона о потребкредите является кредитный договор между заемщиком и кредитором. Сейчас Р2Р-платформа, как правило, не является стороной договора и выступает в роли агента инвестора.
При этом инвестор платит НДФЛ по принципу «доходы минус расходы», в сумме операций на платформе убытки по одним займам покрывают доходы с других.
Если Р2Р-платформа сохранит роль агента или посредника в сделке, то каждый выданный заем будет оформляться отдельным кредитным договором, инвестору придется платить НДФЛ с доходов по каждому договору, а потери по дефолтам нести за свой счет.
Такой подход будет в корне отличаться от сложившейся мировой практики налогообложения Р2Р. В большинстве стран сама Р2Р-платформа выступает как контрагент инвестора и налогообложению подлежат именно доходы по договору с контрагентом. Размеры налогов на инвестиции в разных странах отличаются, но практически везде ниже подоходного налога.
Надо признать, что существует прямая связь между методами налогообложения и динамикой развития Р2Р. Решение, которое уменьшит реальные доходы инвесторов на 3-5 п.п. может резко снизить конкурентоспособность российских Р2Р в сравнении с зарубежными.
Сейчас Р2Р-платформа оказывает инвестору агентские услуги, предоставляет информацию о скоринговой оценке заемщика (не раскрывая методики скоринга) и обеспечивает содействие во взыскании. Такой комплекс услуг кажется достаточны, при доходности вложений в 30-40%.
Если доходность снизится до 20%, Р2Р-платформы с их уровнем рисков станут неконкурентоспособны на фоне защищенных депозитов и вложений в ценные бумаги.
Чтобы остаться на рынке, Р2Р потребуется качественно иной уровень взаимодействия с инвестором, из посредника платформа должна превратиться в ответственного участника процесса кредитования. Это означает не просто нести финансовую ответственность за дефолты и формировать резервы. Процесс обсуждения статуса российских Р2Р-компаний только начался, но необходимо уже теперь заложить в базовые документы направления дальнейшего развития отрасли.