Буквально через месяц после скандального отзыва лицензии у банка Югра и заверения зампреда ЦБ об отсутствии в обозримом будущем причин для отзыва лицензий крупных банках на рынок просочилась информация от одной из финансовых компаний о проблемах в крупнейших частных кредитных организациях страны.
Несмотря на молниеносное опровержение наличия проблем со стороны упомянутых в письме организаций и угрозы «разобраться с проявлениями недобросовестной конкуренции», крупнейший банк из этого списка пал довольно быстро. Хотя, судя по динамике цен на долговые инструменты банка, кредиторы до последнего момента не были убеждены в вероятности плачевного исхода.
Ближайшие к погашению старшие евробонды банка «Открытие» NMOSRM 18 опустились ниже номинала лишь 22 августа 2017 года — спустя неделю после публикации злополучного письма в СМИ, а субординированные евробонды NMOSRM 19N T2, выпущенные по «новому» правилу (списание в базовый капитал в случае снижения показателя достаточности базового капитала Н1.1 ниже порога 2%), начали стремительно падать на несколько дней позже (см график).
Основной интерес кредиторов сейчас прикован к развитию ситуации со «старыми» субординированными евробондами NMOSRM 19 Т2, выпущенными до 1 марта 2013 года, соответствующими Положению 215-П, по которому списание номинала в одностороннем порядке возможно лишь в случае банкротства эмитента. Некоторые держатели верят, что обязательства по этим бумагам будут погашены в полном объеме, так как меры ЦБ по стабилизации ситуации направлены на повышение финансовой устойчивости банка, а не на предупреждение банкротства. Но по текущим котировкам этого выпуска очевидно, что перевес пока на стороне пессимистов, готовых продать свои бонды по цене по 25% от номинала (котировка на 5 сентября 2017 года).
Что же с другими тремя банками из списка? — спросите вы. Я буду осторожен в высказываниях, дабы не обрушить на себя гнев коллег по финансовому рынку и не спровоцировать сомнения со стороны регуляторов в моей добропорядочности и готовности честно конкурировать на столь турбулентном рынке. На первый взгляд — ситуация некритична. Мне лично удалось реализовать достаточно внушительный объем (на несколько миллионов долларов каждого выпуска) бумаг старшего долга Промсвязьбанка и МКБ по цене выше номинала за последние несколько дней. В некоторых случаях я вижу готовность самого эмитента осуществлять выкуп собственных бумаг, что является достаточно хорошим сигналом для рынка, подтверждающим отсутствие проблем с кредитоспособностью банка. Тем не менее, доходности до сих остаются на повышенном уровне, что отражает сохранение напряженности у кредиторов.
Основными бенефициарами нервозности и неопределенности на рынке частных кредитных организаций в России являются, в первую очередь, банки с государственным участием, приток средств в которые позволяет существенно снизить стоимость пассивов, а также крупные компании реального сектора с низкой долговой нагрузкой, активно выкупающие с рынка свои долги с целью рефинансирования их через размещение более долгосрочных инструментов, пользуясь спросом со стороны кредиторов на качественные активы.
Но, даже в таких условиях, некоторые суверенные и квазисуверенные долговые инструменты позволяют инвесторам, не готовым брать на себя «кредитный» риск, наслаждаться относительно высокими текущими доходностями. Среди таких наиболее интересными, на мой взгляд, продолжают являться Россия 2028 (текущая доходность 7,25% в долларах) и Газпром 2034 (текущая доходность 6,35% в долларах).