Бизнес для преемника: как передать активы детям или партнерам
Исследования показывают, что типичному владельцу бизнеса в России от 45 до 55 лет, он состоит в браке и у него есть дети. Зачастую детей несколько, а брак не первый. В большинстве случаев (72%) бизнес создавался совместно с партнерами и может включать в себя иностранные активы либо структуры. Важно отметить, что только у небольшого процента компаний или семей разработаны документы, определяющие процедуру передачи бизнеса следующему поколению. Более того, у 70% владельцев капитала нет четкого плана преемственности.
Мировая практика показывает, что жизненный цикл компаний обычно прерывается на третьем поколении владельцев. Не секрет, что одной из важнейших составляющих успешного бизнес-проекта являются вещи нематериальные – социальные и дружеские связи, харизма, опыт основателя – которые не могут быть переданы по наследству. В связи с чем на первый план выходит долгосрочное планирование, включающее в себя выстраивание такой структуры владения и управления компаниями, которая обеспечивала бы функционирование бизнеса и поддержку уязвимых членов семьи в случае, если основатель не сможет развивать бизнес лично и на постоянной основе.
Попробуем разобраться, какие ошибки в структуре собственности и управления бизнесом могут привести к проблемам с правопреемством.
Как известно, в России нет концепции «наследование бизнеса» – активы, как правило, наследуются разрозненно, а в случае, если активы в разных странах, то часто и по различному праву. И в силу различий в коллизионных и материальных нормах правовых систем разных стран, активы, входящие в одну бизнес-структуру, переходят к разным наследникам, которые по-разному могут видеть концепцию дальнейшего развития бизнеса, в связи с чем не исключены конфликты между наследниками и – как следствие – вероятны уменьшение стоимости или потеря бизнеса.
Помимо этого, одним из ключевых моментов в процессе передачи бизнеса следующим поколениям является прозрачность структуры и осведомленность наследников об активах.
В России активы зачастую передаются в «траст по-русски», т.е. оформляются на третьих лиц. Такое структурирование владения является одним из распространенных факторов, которые могут привести к провалу в передаче бизнеса по наследству, поскольку наследникам реального владельца становится сложно, если вообще возможно, доказать свои права на актив. Нередки ситуации, когда наследники не знают или не могут получить информацию о наличии актива. В таком случае актив вообще не попадает в наследственную массу и бизнес, либо его часть, остается за «юридическим собственником» либо его наследниками. Реальные же наследники остаются без актива.
При этом оформление завещаний «юридическим собственником» на «реального собственника» и его наследников не является панацеей, поскольку завещание можно изменить или отменить в любой момент. Помимо этого, российское законодательство содержит правила об обязательных и супружеских долях в наследственном имуществе, которые применяются вне зависимости от содержания завещания.
Напомним, что в России наследник, как правило, получает свидетельство о праве на наследство только через 6 месяцев после открытия наследства. Соответственно очень важно спланировать заранее, как и кто будет управлять бизнесом в течение данного срока. Вопрос становится особенно актуальным, если собственник является генеральным директором российских компаний, а также единственным лицом, обладающим полномочиями в отношении иностранных компаний в рамках бизнес-структуры.
Для минимизации рисков возможно введение нескольких генеральных директоров либо совета директоров (где члены совета директоров – это доверенные лица собственника) с полномочиями по назначению нового генерального директора, а также предоставление нескольким лицам прав в отношении иностранных компаний в случае каких-либо форс-мажорных ситуаций. Для крупного бизнеса стоит рассмотреть вариант передачи актива в иностранный траст, безусловно принимая во внимание новые положения российского налогового законодательства по контролируемым иностранным компаниям, а также актуальную международную практику.
Другая сторона медали — взаимоотношения с бизнес-партнерами.
Согласно все тем же исследованиям, собственники отмечают, что «когда все твои бизнесы ведутся с партнерами, они становятся важной частью планирования преемственности».
План преемственности должен учитывать наличие или отсутствие договоренностей с партнерами по бизнесу на случай форс-мажора, готовность партнеров принять наследников (всех либо определенную часть) в бизнес, а также иные аналогичные факторы. Оптимальным вариантом является ситуация, когда достигнутые договоренности не остаются устными, а закрепляются юридически (в уставах, соглашении акционеров и т.д.).
Также хотелось бы отметить вопрос, без учета которого любое структурирование владения и наследственное планирование будет нежизнеспособным, оставаясь лишь фикцией, отраженной на бумаге, а именно собственно определение наследников на соответствующие активы.
Нередки ситуации, когда в результате правопреемства в силу особенностей российского законодательства (в частности, ранее упоминавшиеся обязательные и супружеские доли) бизнес либо часть бизнеса переходит к супруге, несовершеннолетнему ребёнку или пожилым родителям наследодателя, которые не имеют возможности заниматься управлением бизнеса в силу возраста, состояния здоровья или способностей, либо просто не хотят этого делать, например, из-за особенностей характера.
Для того, чтобы избежать такой ситуации, желательно заранее проанализировать имеющиеся варианты, а также требования соответствующего законодательства, и продумать, кто из потенциальных наследников готов к продолжению дела наследодателя. Такого наследника лучше начинать готовить заранее (получение соответствующего образования, привлечение в качестве членов совета директоров и т.д.).
Остальным же наследникам возможна передача других активов (недвижимость, денежные средства), стоимость которых была бы не меньше их «обязательной доли». Такую передачу возможно оформить путем составления завещания, либо — в отношении супружеской доли — путем подписания брачного договора с раздельным режимом собственности. Возможно также продумать некоторые действия по передаче ряда активов еще при жизни наследодателя.
Подготовка плана преемственности и структурирование активов играют важную роль в стабильности бизнеса: партнеры и наследники должны понимать, как бизнес будет работать в случае форс-мажора. Однако бизнес делают люди, и важно не упустить, наверное, самую принципиальную деталь — ни один юридический инструмент не работает без должной подготовки людей, вовлеченных в процесс правопреемства, поэтому план должен учитывать интересы и потребности всех составляющих единого целого, а именно: самого собственника, членов его семьи и бизнеса как такового.