Предстоящее заседание ЦБ РФ крайне важно как для валютного, так и для долгового рынка. Основной вопрос в том, насколько сильно будет снижена ключевая ставка: на 0,25 процентных пункта или на 0,5. Более быстрый вариант смягчения монетарной политики станет сигналом для глобальных инвесторов, что следует поспешить с покупками рублевых облигаций, пока окно для стратегий carry trade еще не захлопнулось. Соответственно, следует ожидать позитивной реакции от котировок ОФЗ и курса рубля. А вариант медленного снижения ключевой ставки будет воспринят рынком нейтрально, ведь тогда последствия действий ЦБ будут ощущаться не столь заметно.
Основной показатель, на который ориентируются денежные власти при принятии решений по ставке — это потребительская инфляция. В мае она немного ускорилась — до 4,1% в годовом выражении. Правда, базовая инфляция, при расчете которой не учитываются топливо и еда, снизилась до 3,8% с 4,1% в предыдущем месяце. Это говорит о том, что ускорение роста потребительских цен было обусловлено календарными, сезонными и другими временными факторами. В целом же тренд на замедление инфляции сохраняется, поэтому высока вероятность, что ЦБ уменьшит ставку на 0,5 п. п.
У поддержки, которую рубль получит благодаря этому шагу, есть весомый противовес — растущий риск снижения цен на нефть во втором полугодии. Главные опасения связаны с увеличением поставок нефти странами, оставшимися за рамками соглашения ОПЕК+, что ведет к возвращению избыточного предложения на рынке. А отсутствие новых решений на последней встрече участников картеля и их партнеров лишь добавляет масла в огонь.
После того как в ноябре ОПЕК договорилась с рядом стран о сокращении добычи, появились комфортные условия для роста инвестиций в нефтегазовой отрасли. Это особенно заметно в США: стабильная стоимость барреля марки WTI, низкие ставки и позитивные прогнозы по ценам на нефть позволили американским компаниям привлечь $100 млрд инвестиций за последние 18 месяцев. Вложения в расширение добычи сланцевой нефти, по некоторым оценкам, в этом году составят в стране около $80 млрд.
Естественно, все это отражается на балансе спроса и предложения. С начала года добыча в США выросла на 6,25%, или на 550 000 баррелей в день. Увеличивается количество активных буровых установок, а значит продолжат повышаться и объемы поставок.
ОПЕК пытается стабилизировать ситуацию на нефтяном рынке, продлив ноябрьское соглашение. Теперь даже обозначена его цель: сократить запасы нефти в хранилищах до пятилетнего среднего значения. Для этого добыча должна снижаться сильнее, чем объемы экспорта. Собственно, рыночная статистика уже отражает данную тенденцию.
Фактически ОПЕК снова начинает терять долю на рынке, а страны вне соглашения будут наращивать свое влияние. В последний раз подобное наблюдалось в 2014 году — как раз перед падением цен на нефть. Мы видим существенные риски повторения негативного сценария и ожидаем, что баррель Brent будет стоить во втором полугодии в среднем $48. Дешевеющая нефть отразится на оценке кредитоспособности нашей страны глобальными инвесторами, из-за чего ухудшится привлекательность рублевых активов.
Уже в обозримом будущем будет исчерпан и такой фактор поддержки рубля, как приток средств на долговой рынок в рамках стратегий carry trade. Ведь если ЦБ РФ продолжит снижать ставки на 0,5 п. п. за заседание, то к концу года цикл приблизится к завершению. Суммируя все вышесказанное, можно утверждать, что среднесрочные перспективы российской валюты не так радужны, как на горизонте трех-четырех месяцев.
Частично компенсировать растущее давление на рубль могли бы покупки нерезидентами российских акций. Сейчас этот рынок оказался «под перекрестным огнем» из-за снижения цен на нефть и укрепления рубля — худшего сочетания для экспортеров, чьи бумаги составляют основу индекса ММВБ. Если инвесторы обратят внимание на недооцененные российские акции, то это позволит хотя бы сдержать ослабление рубля в конце года.