Налог на депозиты: пополнит бюджет или отправит состоятельных вкладчиков на фондовый рынок?
Заместитель министра финансов России Илья Трунин в рамках Красноярского экономического форума сообщил, что видит целесообразным введение налога на депозиты физических лиц. Трунин отметил, что пока Минфин не предлагает это официально, но эта инициатива может быть учтена в ходе налоговой реформы.
Идея пополнения бюджета за счет налогообложения депозитов не новая и ранее уже озвучивалась представителями Минфина. Так, в октябре прошлого года замглавы Минфина Алексей Моисеев говорил, что ситуация, когда люди «в принципе не платят по депозитам ничего», совершенно исключительна для мировой практики (цитата по ТАСС).
Предложение само по себе очень заманчиво. Объем вкладов населения в банках составляет сейчас 24,1 трлн рублей. Из них 77% приходится на рублевые вклады и 23% — на валютные. Исходя из данного объема и текущего среднего уровня ставок (6,5% по рублевым депозитам и 1% по вкладам в долларах), налогообложение депозитов может принести бюджету дополнительные доходы около 165 млрд рублей, что очень актуально в условиях дефицита бюджета.
Однако не приведет ли это к снижению инвестиционной привлекательности депозитов и не станет ли поводом обратить внимание на другие финансовые инструменты?
Наиболее близкой операцией к депозитам является покупка облигаций. Облигации имеют фиксированный срок обращения и погашаются по номинальной стоимости. Объем одного выпуска составляет, как правило, от 3 до 15 млрд рублей, а номинал одной бумаги – 1000 рублей. Покупателями облигаций сейчас выступают банки, НПФ, управляющие компании, корпоративные казначеи, а также нерезиденты. Доля физлиц на российском рынке облигаций менее 2%. Количество активных счетов физлиц (по которым совершается хотя бы одна сделка в месяц), составляет 104 000 (0,1% от экономически активного населения).
Преимуществом облигации перед депозитом является то, что бумагу можно продать в любой день без потери процентов. Накопленный доход по купону и номинальная стоимость облигаций перечисляются на счет инвестора, открытый у брокера. Брокерское обслуживание клиентов сейчас осуществляют все крупнейшие банки, как государственные, так и частные. Помимо купонного дохода владелец облигации может заработать на росте цены.
В этом году мы ожидаем, что котировки 10-летних ОФЗ продолжат рост благодаря снижению инфляции и проведению Банком России политики по снижению ключевой ставки. Спрос на ОФЗ поддерживает приток средств нерезидентов, а также снижение стоимости фондирования российских банков. Доходность вложений в ОФЗ с учетом потенциала роста котировок бумаг в 2017 году может составить 12-14% годовых. Конечно, в облигациях присутствует и рыночный риск, связанный с возможным падением котировок бумаг. От данного риска можно защититься, выбирая бумаги со сроком обращения 1-3 года со стратегией «держать до погашения».
Объем рынка ликвидных рублевых облигаций мы оцениваем на уровне 11,6 трлн рублей. В том числе объем ОФЗ и облигаций регионов составляет 6,6 трлн рублей, а объем рыночных выпусков корпоративных облигаций — около 5 трлн рублей. В планах Минфина РФ профинансировать дефицит бюджета в ближайшие 3 года за счет размещения ОФЗ на 3,2 трлн рублей. Кредитный риск покупателя ОФЗ и эмитентов, имеющих рейтинг на уровне суверенного, сопоставим с размещением средств в госбанках, а также в других банках в пределах гарантии АСВ.
Пока же приток средств населения на фондовый рынок сдерживается главным образом отсутствием необходимой информации и опыта. Но если граждане и особенно владельцы крупных сбережений проявят больше интереса к фондовому рынку, то ожидания Минфина по увеличению сбора налогов могут не оправдаться. Рынок вкладов населения сильно концентрирован: состоятельные клиенты (с объемом вкладов свыше 1,4 млн рублей) консолидируют 43% от всего объема средств населения в банках. Для таких клиентов поиск инструментов повышения доходности инвестиций будет особенно актуален.