Впечатляющий результат — в 30,85% — был достигнут благодаря инфраструктурным улучшениям как внутри страны, так и за ее пределами, также сказалась низкая база. Сказывается и влияние carry trade. Спекулятивные позиции в малой доле определяют общий тренд. Аутсайдерами оказались турецкая лира, венесуэльский боливар и египетский фунт. Неудавшийся переворот, политическая нестабильность и усиление вертикали власти сказались на экономиках этих стран.
В первой десятке компанию рублю составляют валюты таких стран, как Бразилия, Колумбия и Япония. Традиционно дензнаки последней является защитным активом. Мировой капитал уходил в зону, где правят отрицательные ставки. Однако сейчас иена может потерять этот статус, рост напряжения в регионе, связанный с обострением отношений между США и КНДР, затрагивает всех участников, несмотря на масштабы и финансовое благополучие каждой экономики по отдельности. Положение дел можно сравнить с пожаром в многоквартирном доме. Либо зальют водой, либо все окутает дымом.
Необходимо понимать, что лидерские качества рубля ставят Минфин РФ и ЦБ в прямое противостояние и возникает дилемма — «либо производим прямую эмиссию рубля, либо снижаем ставку и контролируем ликвидность». Нам необходим слабый рубль, так как девальвация — один из быстрых и эффективных инструментов, обеспечивающих рост экономики, создающих преимущества для местной промышленности на мировой арене. С другой стороны, в результате инфляции, обесценивания доходов и тем самым падения потребительского спроса происходит естественный рост ставок. Ухудшается деловой климат, происходит стагнация экономики. Одно ведомство стоит за покрытие дефицита, другое — за контроль над инфляцией и стимулирование бизнеса.
Так сложилось, что любое движение доллара вверх на 2-3% в день воспринимается (в первую очередь населением) как тревожный звонок, словно всеобщий набат. Однако мало вопросов возникает у граждан, если системообразующее предприятие обесценивается, например, на 5% на фондовом рынке. Хотя именно от его работы может зависеть наполнение бюджета страны и количество рабочих мест.
Текущая динамика рубля по отношению к доллару имеет низкий коэффициент корреляции по сравнению с аналогичным периодом в 2016 году. Регулярно ведутся разговоры о том, какая же справедливая стоимость национальной валюты и где все-таки правильное ее значение. В данном контексте наметим реперные точки — важно следить, как исполняется бюджет РФ и его дефицит-профицит при базовом сценарии. Напомним: цена нефти составляет $40 и средний курс национальной валюты — 67,5 рубля за доллар. Тем самым получаем 2700 рублей за баррель. В настоящих ценах черное золото в рублях превышает это значение, среднее значение с начала года находится на уровне $54, в рублевом выражении — 3223 за бочку. Тем самым превышение ожидаемого значения на 19%.
Кроме этого, ключевая ставка ЦБ РФ — 9,75%, а ФРС США — 1%. Есть еще маневр. Опять же в 2016 и 2017 годах уровень выплат по внешнему долгу в разы меньше по сравнению с 2014 и 2018 годами.
Определенно двух-трех значений недостаточно, чтобы описать ценообразование курса рубля; необходимо еще разобраться с платежным балансом, изучить качественный и количественный состав экспорта с импортом, другие статистические данные. Но важно знать разницу между тем, что ждем, и что по факту. Россия — важный игрок с точки зрения геополитики, существенно возросла ее роль за последние годы. Только это имеет посредственное влияние на курс в текущей действительности. Все может быть иначе при условии, что за нефть будут рассчитываться только в рублях.
В краткосрочной перспективе рубль дальше будет показывать рекордные уровни, соревноваться в привлекательности с песо или реалом. Окажут ему поддержку новости от ОПЕК и ФРС США. Кроме этого, сейчас низкий фактический спрос на валюту со стороны корпоративного сегмента, ставки на рублевые депозиты в разы выше долларовых.
Во второй половине года рыночные законы приведут все к новым значениям и расставят на свои места. Статистика по России за 2017 год будет репрезентативной, можно будет точнее представить, в каких условиях живет отечественная экономика. Добавим политический фактор из Евросоюза и китайскую экономику.
В целом до тех пор, пока у страны качественный состав доходов сохраняется сырьевой, а высоко-технологичный сектор — лишь малый сегмент, можно будет опасаться крепкого рубля, потому что за ним, как правило, следует валютный шок. Населению в данном случае можно посоветовать диверсифицировать свои сбережения, универсального продукта на все времена нет, однако современный рынок дает возможностей больше, чем только вклад под нулевую ставку.