К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Инвестор с полисом: в чем плюсы инвестиционных страховок?

Фото Yutiko Nakao / Reuters
Фото Yutiko Nakao / Reuters
Как меняется портрет клиента инвестиционного страхования жизни и что такое unit-linked?

На российском финансовом рынке в 2016 году отмечался взрывной рост спроса на инвестиционное страхование жизни (ИСЖ). По моей оценке, по итогам 2016 года сборы страховщиков жизни по ИСЖ превысили 100 млрд рублей, и востребованность инвестиционных страховых программ не спадает. Тенденция во многом обусловлена потенциально высокой доходностью инструмента, в то время как ставки по банковским депозитам снижаются, а также тем, что со стороны россиян реализуется накопленный сберегательный спрос.

ИСЖ можно назвать «гибридом» нескольких финансовых продуктов – депозитов, биржевых инвестиций и страхования жизни, и оно несет в себе их положительные черты – надежность, высокую доходность, страховую защиту от рисков. Инвестировать в программы ИСЖ могут, в том числе, люди, не имеющие опыта работы со сложными финансовыми инструментами. Есть у ИСЖ и специфические плюсы – юридическая защита, гибкие права наследования, налоговые льготы. Так облагается налогом только доходность выше ставки рефинансирования, плюс по взносам в ИСЖ можно оформить налоговый вычет. Также инвестиции в данный продукт не подлежат аресту, конфискации, не делятся при имущественных спорах, в том числе при разводе.

Подобные страховые программы распространены уже несколько десятков лет на американском и европейском рынках. Российский рынок страхования жизни находится в процессе становления: страховщики стали предлагать программы ИСЖ, в первую очередь, потребителям финансовых продуктов и услуг, таким образом, начал формироваться соответствующий клиентский сегмент.

 

Портрет клиента ИСЖ можно очертить следующим образом: полисы инвестиционного страхования жизни по статистике чаще всего покупают жители крупных городов, обладающие стабильным доходом выше среднего уровня. В основном, это люди со сформированными накоплениями, которые добились определенных успехов в жизни, имеют собственный бизнес или занимают высокие позиции в компаниях.

При этом сегодня речь уже не идет исключительно о состоятельных людях. Если раньше ИСЖ интересовались, в основном, клиенты банковских сегментов premium и private, то в последнее время наметился тренд развития ИСЖ из премиум-сегмента в массовый. За последний год средний чек по портфелю ИСЖ снизился – сейчас это 1 млн рублей, а по продуктам для масс-сегмента — 300-500 000 рублей. На рынке есть продукты со взносом даже от 50 000 рублей, при том, что изначально взносы начинались от 500 000 руб. То же самое можно сказать о возрасте клиента: ранее ИСЖ интересовались люди старше 40 лет, сегодня растет доля 30-40-летних.

 

Если сравнивать портреты покупателей инвестиционного и обычного рискового страхования жизни, то есть ряд отличий. Покупатель классического полиса страхования жизни, как правило, хочет обезопасить себя и своих близких, а покупатель ИСЖ — инвестор. Цель первого – уберечься от рисков наступления непредвиденных обстоятельств, второго – разместить средства с гарантией возврата и заработать. Важный момент – покупатели ИСЖ – это средне и долгосрочные инвесторы, которые готовы «заморозить» накопления на 3 и более лет. Программу можно досрочно прервать, получив выкупную сумму, но редко кто пользуется этой возможностью, только в случае каких-либо экстренных обстоятельств.

Многие считают, что будущим драйвером рынка может стать новый для России продукт — unit-linked, который сочетает в себе классическое накопительное страхование жизни и инвестиционную составляющую. Клиент в этом случае решает самостоятельно, какая доля портфеля может быть размещена в рисковые и более доходные инструменты. От существующих на российском рынке программ ИСЖ unit-linked отличается более широкими возможностями по структуре инвестирования: клиенты ИСЖ могут выбирать из числа предложенных стратегий, а в рамках unit-linked есть возможность инвестировать, в том числе, в различные ценные бумаги, драгоценные металлы, фонды недвижимости и прочее, то есть самостоятельно выбирать инструменты инвестирования и управлять своим портфелем. Правда, пока распространение unit-linked в России под вопросом – рынок ждет законодательных изменений на этот счет.

Eсть и другие причины роста спроса на ИСЖ. Так, по данным ЦБ, на 1 февраля 2017 года, общий объем вкладов населения в банках вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,2% (до 24,01 трлн рублей). Также увеличивается процент россиян, которые хранят сбережения в наличной форме (23% по данным Центра социологических исследований РАНХиГС). При этом у россиян постепенно растет уровень финансовой грамотности и, как результат, культура финансового планирования, формирования накоплений на будущее. Средства во вкладах могут перетекать в программы ИСЖ как в более доходный вариант наращивания капитала. То же самое можно сказать и о наличных сбережениях. Кроме того, развивается рынок и с точки зрения продуктовой линейки, и с точки зрения удобства оформления программ. Масса положительных моментов – от расширения линейки стратегий, рисков и опций договоров ИСЖ до различных удобных онлайн-сервисов.

 

И наконец, главная фундаментальная причина, которая обуславливает развитие рынка ИСЖ. Российский финансовый рынок сильно отличается от США и Европы, там инвестированием люди начинают заниматься буквально со школы. Да и культура финансового планирования сложилась гораздо раньше. По разным оценкам, полисы страхования жизни есть у 3% россиян (по данным НАФИ), а в некоторых европейских странах этот показатель доходит до 90%. Но тем перспективнее рынок с точки зрения дальнейшего роста, в том числе благодаря ИСЖ. В стратегии развития рынка страхования жизни, составленной Ассоциацией страховщиков жизни, прописано, что через 5 лет рынок ИСЖ превысит 1 трлн рублей, если не произойдет никаких форс-мажоров.

Таким образом, дальнейшее расширение клиентского сегмента по ИСЖ, рост сбережений у россиян, повышение доступности ИСЖ, развитие продуктовой линейки и предложения со стороны страховщиков, — причины, по которым в ближайшие годы рынок инвестиционного страхования жизни продолжит свой рост.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+