На протяжении последнего полугодия мы наблюдаем довольно интересную картину: ощутимый рост присутствия физических лиц на облигационном рынке, причем не только на вторичном, но и при размещении новых выпусков. Это особенно заметно именно в процессе размещения банковских обязательств, где, по нашим собственным наблюдениям, доля физических лиц в общем пуле участников в отдельных выпусках выросла до 80%. Ранее картина была диаметрально противоположной – практически весь объем уходил финансовым институтам.
Для начала давайте разберемся, куда и почему из списка инвесторов подевались банки. Для этого надо понимать, что любая приличная кредитная организация – это жестко зарегулированная система, на аппетиты которой влияют как внешние факторы и прежде всего Банк России, так и внутренние – комитет по управлению активами, вдохновляемый отделом рисков. Первый достаточно жестко ограничивает банки, в особенности по капиталу, на фоне чего кредитные учреждения в текущих условиях высоких межбанковских ставок отдают предпочтение прямому кредитованию друг друга. Что же касается саморегулирования, то на фоне глобальной банковской чистки, приведшей к падению уже нескольких банков из топ-100, общие лимиты силами рисковиков ощутимо снизились, а подход к анализу кредитоспособности банков ужесточился. Отсюда и низкий процент участия банков в выкупе бумаг себе подобных.
У частного лица, не связанного нормативными актами регулятора, а также не имеющего другого органа управления рисками, кроме как собственная интуиция и чутье, принципиально иной подход к выбору инвестиций. Если ты уже выбрал банк для обслуживания, держишь в нем средства и тем более водишь знакомство с руководством, то для пересмотра своего «лимита», как правило, нужны серьезные аргументы, тогда как к рыночным дисбалансам эта категория инвесторов относится нейтрально. Естественно, при таком подходе доходность вложений становится принципиальным моментом.
Хотя исторически доходность облигаций всегда была выше ставок по депозитам, именно резкое падение отдачи последних заставило «финансовых» рантье выйти за границы привычных инструментов и начать крутить головой на 360 градусов. Примечательно, что этому способствуют и сами банки, в последнее время на волне спроса переключившие свои казначейства на работу по продаже облигаций физическим лицам. Казалось бы, возникает конфликт интересов: зачем привлекать средства частных лиц дороже, чем депозиты. Но если учесть, что в среднем по банковской системе через облигации привлекается сейчас не более 1,5% от суммарных пассивов, то будет понятно, что в общей массе плата не столь велика. Более того – именно за счет интереса физлиц банки снижают ставку привлечения по своим облигациям, получая хороший задел на будущее.
Какие банки выбрать?
На текущий момент наибольшая маржа между ставками привлечения по депозитным продуктам и облигациями сложилась по следующим банкам: Бинбанк, МКБ и «Открытие». Эти банки на протяжении последних лет слишком активно развивались, много занимали на публичном рынке, что в итоге вылилось в довольно высокие доходности по их публичным долгам: текущий диапазон ставок варьируется от 10,2% до 14% годовых.
На текущий момент помимо хорошей процентной разницы это дает инвестору возможность более широкого выбора интервала инвестирования – от 6 до 36 месяцев. Разница в ставках при этом больше по коротким выпускам, чем по длинным (от 1,5 лет), и в общем варьируется от 3,5% до 2,5% годовых соответственно.
Предвкушая вопрос о кредитном качестве названных банков, отметим, что схожая ситуация наблюдается и по облигациям столпа российской банковской системы – Сбербанка. Доходность его депозитов сейчас колеблется в пределах 5,7-6% годовых, тогда как его облигации на годовом и даже двухлетнем периоде приносят свыше 9% годовых. То есть на текущий момент интересные диспропорции встречаются вне зависимости от качества банков. Там же, где они не столь очевидны (как например, в случае с ЮниКредит), выбор в пользу облигаций может позволить удлинить срок инвестиций и воспользоваться текущей жесткой монетарной политикой Банка России, ибо по достижении им целей по инфляции и сохранении в целом благоприятной макроэкономической ситуации регулятор неминуемо начнет снижать ключевую процентную ставку, что лишь ускорит процесс падения банковских доходностей. Другими словами, сейчас, несмотря на уже довольно приличное снижение процентных ставок относительно начала 2016 года, на мой взгляд, сохраняется благоприятный момент для того, чтобы зафиксировать процентную ставку на максимально длительный срок.
Как купить облигации?
По опыту общения с частными клиентами, ранее не имевшими дела с фондовым рынком, часто возникает вопрос, как купить облигации, где открыть счет, сколько это будет стоить. Как ни странно, все достаточно просто: большинство банков из числа представленных на долговом рынке сегодня предоставляют доступ также и на фондовый рынок. Более того, если речь зайдет о выкупе их собственных бумаг, то, вероятнее всего, они будет всячески содействовать этому процессу. При этом комиссия биржи и банка-брокера за покупку бумаги в условиях обострившейся конкуренции в совокупности вряд ли превысит 0,1%, а по-хорошему и вовсе должна измеряться сотыми процента. Погашение же облигаций и вовсе происходит за счет эмитента.
На волне растущего интереса к долговому рынку со стороны банковских вкладчиков информации по сравнению облигаций и депозитов в СМИ довольно много. Мне хотелось бы заострить внимание на двух аспектах: налогообложении и досрочном выходе из облигаций (продаже до погашения). В отличие от тех же государственных облигаций по корпоративным облигациям подоходным налогом облагается как купон, так и потенциальный доход от продажи облигаций. Если облигация удерживается до погашения, то перед инвестором встает лишь вопрос налогообложения купона, 13% от которого будет удерживаться брокером автоматически. То есть озвученную выше разницу в процентном доходе целесообразно уменьшать в среднем на 1%. Также важно принять во внимание то, что при одинаковой текущей доходности облигационных выпусков предпочтение имеет смысл отдавать бумагам с меньшим текущим купоном, ведь налог платится именно с него, а не с доходности к погашению. Что касается продажи облигаций до наступления их погашения, то тут есть два противоположных момента.
С одной стороны, в отличие от досрочного погашения депозита при продаже облигаций купон вам в полной мере компенсирует покупатель, то есть потери процентов не произойдет. Но всегда есть вероятность, что что-то пойдет не так и в силу глобальных перемен цена облигации за счет общего роста процентных ставок окажется ниже покупной. Точно просчитать такой сценарий довольно сложно, но приблизительный расчет сделать можно. Для этого необходимо текущую дюрацию облигации (в зависимости от купона и структуры выплат по бумаге она близка, но всегда меньше реального срока обращения) умножить на изменение текущей рыночной доходности относительно доходности покупки. Скажем, вы купили полуторагодовую облигацию с доходностью 11,5% годовых. Через шесть месяцев процентные ставки на рынке выросли вопреки всем ожиданиям на 3%, во что, честно говоря, пока верится с трудом. В таком случае ваши на тот момент уже годовые облигации потеряют в цене чуть менее 3%. В результате такого довольно грубого подсчета видно, что итоговая доходность вложения на шесть месяцев составит лишь 5,5%, что все равно лучше, чем полная потеря процентов по вкладу в случае досрочного вывода средств. С учетом же того, что под облигации можно получить кредит у того же брокера через операции РЕПО, проблема временной потребности в средствах ранее срока погашения может быть решена еще элегантнее.