К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Сколько стоят продукты или какая на самом деле инфляция в России?

Фото REUTERS / Lucas Jackson
Фото REUTERS / Lucas Jackson
Почему реальная инфляция в России выше официальных 5,4%

По данным Росстата, прошлый год инфляция завершила на рекордно низкой отметке в 5,4%. В то же время население не верит в официальные цифры — опросы ЦБ свидетельствуют: простые люди считают, что инфляция находится значительно выше 10%. Сомневаются в цифрах Росстата и представители бизнеса и аналитики. Почему публикуемые данные могут выглядеть слишком оптимистично?

Ответ на этот вопрос в целом довольно прост: инфляция как общий показатель — это прирост стоимости некой потребительской корзины, в которую входят различные товары и услуги с определенными весами. Так как все люди разные (то есть обладают разными потребительскими предпочтениями, доходами, живут в разных регионах, делают покупки в разных магазинах), для расчета показателя по экономике в целом Росстат использует некую среднюю потребительскую корзину. Итоговая цифра по инфляции довольно сильно может зависеть от весов, с которыми различные категории товаров и услуг входят в потребительский набор, от «качества» товара, который будет включаться в ту или иную категорию, от ценовой политики ретейлеров и тому подобного. Поэтому инфляция может сильно отличаться для разных людей, в первую очередь для потребителей с разными доходами. Например, менее обеспеченные слои населения тратят большую долю своего дохода на питание, и при этом качество (и цена) этих продуктов питания, скорее всего, будет значительно ниже.

Не секрет, что в России высока дифференциация доходов: при средней зарплате в 36 000 рублей доход выше этой суммы получают не более 30% населения, в то время как остальные 70% обходятся еще более скромными суммами. Мы решили посмотреть, насколько сильно отличается инфляция для групп населения с различными доходами и насколько эта инфляция близка к итоговой оценке Росстата. Мы взяли три группы — наименее обеспеченных (доход менее 10 000 рублей в месяц), представителей с «медианным» уровнем дохода (17-25 000 рублей в месяц) и наиболее обеспеченных россиян (более 60 000 рублей в месяц) и сформировали для каждой из них свою (соответствующую их уровню дохода) потребительскую корзину (пользуясь весами и данными по ценам на товары от Росстата). Так, например, если речь идет о мясе или рыбе, то более богатые потребители, скорее, будут покупать бескостное мясо или лосось, в то время как наименее обеспеченные будут вынуждены приобретать готовый фарш, мясо птицы или рыбные консервы.

 

Как видно из нашего графика, инфляция для наименее обеспеченных слоев населения оказалась наименьшей. Это связано главным образом с двумя причинами. Во-первых, люди с низкими доходами тратят большую часть средств на продукты питания (цены на которые в последние месяцы растут меньшими темпами из-за заметного удешевления фруктов и овощей). Во-вторых, в динамике цен наблюдается тенденция, при которой более дорогие товары (внутри одной товарной группы) растут в цене быстрее дешевых. Происходит это отчасти потому, что ценовая политика ретейлеров включает в себя анализ эластичности спроса разных групп покупателей в зависимости от уровня их дохода. Логично, что население с низким уровнем дохода при высокой инфляции будет сокращать потребление. В результате те ретейлеры, ключевой аудиторией которых являются покупатели с низким уровнем дохода (дискаунтеры), стремятся сохранять максимально привлекательные цены на дешевые товары, компенсируя недополученную прибыль за счет реализации большего объема товаров и/или за счет большего повышения цен на дорогие товары (эластичность спроса на которые у покупателей с более высоким доходом ниже). Однако такое расхождение в динамике цен не может сохраниться надолго: по прошествии определенного времени после негативного шока, когда цены на дорогие товары уже отреагировали, начинают расти и цены на дешевые товары, так как население постепенно все больше переключается на них. Впрочем, в тех группах, где переключение невозможно или трудно (например, лекарства), такого эффекта не происходит, и реальная инфляция остается стабильно высокой.

В текущей ситуации видно, что общий ИПЦ скорее ближе к инфляции для групп с низким или «медианным» уровнем доходов (то есть для людей с уровнем дохода ниже среднероссийской зарплаты). Для более обеспеченных слоев населения инфляция оказывается выше, потому что они тратят меньшую долю своего дохода на базовую корзину продуктов питания и потребляют большее количество более дорогих продуктов, отдавая предпочтение качеству, а не цене.

 

Однако даже для групп с невысокими доходами инфляция может быть выше, чем уровень, который был рассчитан нами исходя из данных Росстата. Для примера мы взяли условный набор товаров для двух типичных представителей населения с невысокими доходами — пенсионера и выпускника вуза, устроившегося на работу. Структура их расходов была выбрана нами схематично с целью сделать динамику инфляции более понятной. В нашем гипотетическом примере основную часть своих доходов (40%) пенсионер тратит на оплату услуг ЖКХ, порядка 40% доходов уходит на еду (хлебобулочные изделия, сахар, крупы, мука, молочная продукция), а оставшиеся 20%  —  на лекарства и медицинские услуги. Работающий выпускник порядка 30% доходов тратит на аренду квартиры, 20% — еда, включая походы в кафе и рестораны, порядка 30% уходит на развлечения, а 20% — на путешествия и транспортные расходы.

Как можно увидеть из графика, с начала 2016 года инфляция для обеих групп (выпускников и пенсионеров) превышает общий уровень инфляции, рассчитанной нами для группы с низкими доходами (по структуре весов Росстата). Такое различие главным образом связано с тем, что в структуре потребления пенсионеров присутствует высокая доля медицинских услуг и лекарств, которые дорожают высокими темпами. Для молодых людей цены также растут быстрее из-за значительного веса транспортных расходов, а также из-за высокой доли арендной платы (из-за чего их фактический располагаемый доход оказывается значительно меньше, чем мог бы быть).

В итоге становится ясно, что официальный уровень инфляции, скорее всего, является не средним значением инфляции по группам с различными доходами, а нижней границей роста цен. Тезис о том, что средний рост цен превышает ИПЦ Росстата, подтверждается также расчетами исследовательского холдинга «Ромир»: рассчитываемый ими индекс «Дефлятор» на основе наиболее популярных у покупателей товаров превысил официальную инфляцию на 1,7 п. п. в 2016 году (7,1%) и обогнал почти на 2,6 п. п. инфляцию, накопленную с начала текущего года.

 

Что означает фактически более высокий уровень инфляции? Прежде всего, более медленное восстановление реальных доходов населения и, соответственно, менее быстрый выход экономики из рецессии. Не исключено, что ЦБ, проводя жесткую денежно-кредитную политику, обращает внимание на разницу между официально публикуемой инфляцией и наблюдаемым населением ростом цен, который транслируется в более высокие инфляционные ожидания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+