Повышение ставки ФРС: как защититься инвесторам от неприятных сюрпризов?
Начало 2017 года привнесло суматоху в динамику активов по всему миру, причиной чему стали политические события в некоторых ведущих странах годом ранее. Если бы не перелом сложившихся стереотипов, в частности в США и Великобритании, то распределение капитала между группами активов могло долгое время придерживаться привычных моделей с оглядкой на инерционное развитие макроэкономических показателей Запада и Востока. Однако новые политические реалии потребовали изменения приоритетов финансово-экономической политики, что в обозримом будущем способно поддержать растущий тренд на рынке акций в ущерб привлекательности облигаций.
Переход к стимулирующей фискальной политике становится одним из потенциальных этапов трансформации. Локомотивом изменений становятся Соединенные Штаты, где после избрания Дональда Трампа повестка была переориентирована на смягчение налоговых условий для бизнеса, дерегулирование финансового сектора и пересмотр внешнеторговой политики. Отсутствие деталей программ и необходимой поддержки среди политических элит не обещают быстрых результатов. Однако уже достаточно реализации хотя бы рамочных условий его налоговой реформы для оказания поддержки экономическому росту США в среднесрочной перспективе. Американские экономисты Societe Generale ожидают, что благодаря фискальным стимулам период бурного экономического роста в США (с темпом 2,0-2,5% в реальном и 4,0-4,5% в номинальном выражении) продлится несколько дольше первоначального сценария (до 2019 года).
В подобном сценарии серьезным ограничением привлекательности облигаций рискует стать ужесточение денежно-кредитных условий в США. При этом под вопросом не столько само повышение базовых ставок, сколько его темп. В условиях стимулирующей фискальной политики логично ожидать от ФРС более быстрого ужесточения. И здесь эксперты ФРС могу оказаться правы: они долгое время прогнозировали до трех повышений базовых ставок в 2017 году, но финансовые рынки говорили лишь о двух (в июне и декабре). Сильные данные по рынку труда и возврат дефлятора потребительских расходов (1,9% год к году) к целевому уровню ФРС (2,0% год к году) впервые с начала 2012 года намекают на неучтенный облигациями риск роста базовых ставок. Повышение ставки ФРС на 25 базисных пунктов в марте уже не кажется преждевременным, а рост долгосрочных доходностей казначейских бумаг (UST’10 2,60%) сдерживается лишь политической неопределенностью в других регионах.
Цикл роста базовых ставок открывает для облигационного сегмента перспективу затяжной коррекции. Речь идет не только о сегментах высококачественного долга развитых стран, но и о высокодоходных облигациях, а также о долге развивающихся стран. В последнем случае дополнительное давление может возникнуть из-за репатриации недорого японского и европейского капиталов, а также накопившихся структурных проблем и естественного стремления к ослаблению национальных валют.
На рынке акций, напротив, открываются новые инвестиционные возможности под влиянием перспектив ускорения экономического роста и инфляции. Ввиду того что акции исторически демонстрируют высокую чувствительность к предпосылкам трендовых (а не циклических) темпов роста экономики и финансовых показателей, предполагаемые действия Трампа и ФРС открывают перспективы бурного роста индексов США. Стратеги SG прогнозируют на 2017 год отметку 2600 по индексу, что с учетом его роста в начале года на 6,0% сохраняет потенциал роста в 9,0-10,0%.
В качестве диверсификации стратегии стоит рассмотреть покупку японских акций. Власти Японии не намерены отказываться от текущего курса по стимулированию экономической активности и инфляции, и как мы видим, совокупность предложенных монетарных и фискальных мер начинает приносить свои плоды. Годовая инфляция с октября 2016 года вернулась в положительную зону (0,4% г/г в январе) и продолжит расти в среднесрочной перспективе. Соответственно, помимо точечной поддержки фондового рынка Банком Англии в виде покупки ETF, будет усиливаться роль фундаментальных показателей. Прогноз SG по индексу Nikkey 225 предполагает рост на 10-12% к концу 2017 года. В свете высокой корреляции пары доллар-йена и фондовых индексов японские акции могут стать хорошей защитой от неприятных сюрпризов в США.