Ведущие инвестиционные дома сходятся во мнении, что новая мировая тенденция — это растущие темпы роста экономики и возвращение инфляции с экстремально низких значений к нормальным уровням. Эта тенденция получила подтверждение в действиях Федеральной Резервной Системы США, которая в конце прошлого года повысила ставку рефинансирования на 0,25 процентных пунктов до 0,75%, заявив, что в 2017 году возможно еще три повышения. Это событие практически совпало по времени с избранием Дональда Трампа новым президентом США. Его обещания масштабных инфраструктурных инвестиций и снижения налогов создали дополнительные ожидания ускорения экономического роста и усиления инфляционного давления.
На этом фоне американские казначейские облигации, которые являются общепринятым бенчмарком глобального рынка бондов, показали существенный рост доходностей и, соответственно, снижение цен. Доходности 10-летних бумаг выросли с момента президентских выборов с 1,8% до более чем 2,5% годовых. С минимумов 2016 года рост составил более 110 базисных пунктов. Можно предположить, что в 2016 году доходности облигаций достигли своего «дна», а после на рынке сформировался долгосрочный тренд роста. Иными словами, покупая облигации сейчас, инвестор заранее соглашается с тем, что в случае их продажи на рынке до даты погашения цена может быть ниже текущей, и не факт, что купонный доход (если он предполагается условиями выпуска) компенсирует это снижение. Особенно это относится к среднесрочным и долгосрочным облигациям, которые больше подвержены влиянию таких событий как повышение ставки ФРС США.
Из-за этого практически все глобальные инвестиционные компании снижают рекомендации по рынку облигаций. Если говорить о доходности, то рынок акций традиционно выигрывает в периоды экономического роста. Логика этой тенденции проста — восстановление экономики и рост цен способствуют увеличению доходов компаний, что отражается на их инвестиционной привлекательности.
Аналитики ожидают постепенного перехода инвестиционных потоков с глобального рынка облигаций на рынок акций. Безусловно, тренд только начинает формироваться, и этот путь не будет ровным.
В первую очередь, риски несет программа нового президента США Трампа. Не исключено, что здесь инвесторов может ждать разочарование: во-первых, ожидаемые позитивные перемены, касающиеся налоговой политики и инвестиций, могут не оправдать надежд; а, во-вторых, также обещанные торговые барьеры и анти-иммиграционное законодательство могут в конечном счете нанести экономике значительный ущерб и свести на нет все положительные моменты.
Кроме того, сам по себе чрезмерный рост доходности облигаций также опасен для рынка акций, поскольку несбалансированно высокие процентные ставки могут привести к росту стоимости заимствований и в итоге стать тормозом для экономики.
Еще один фактор риска – это ужесточение монетарной политики в Китае, и, как следствие, усиление оттока капитала из страны и ослабевающий юань.
При этом надо сказать, что рынок акций уже продемонстрировал серьезный рост на ожиданиях предстоящих перемен. С момента избрания Трампа до его инаугурации индекс S&P вырос более чем на 6%, а индекс MSCI World – на 5,2%. Индекс MSCI ACWI, который включает также развивающиеся рынки, прибавил 4,6%.
Не стоит делать ставку на американский рынок акций, он уже вырос. По нашему мнению, более привлекательно выглядят европейские и азиатские рынки. Развивающиеся рынки, чьи экономические перспективы также улучшаются, постепенно возвращаются на авансцену и могут стать источником дополнительной доходности. Среди них особо хотелось бы отметить российский рынок. Несмотря на отличные результаты за 2016 год (индекс РТС вырос более чем на 50%), российский рынок акций все еще является одним из самых недооцененных по коэффициенту P/E не только среди развитых, но и среди развивающихся рынков. В настоящее время дисконт к развивающимся рынкам составляет около 21%.
Российский рынок акций выигрышно смотрится также с точки зрения дивидендной доходности и ее перспектив. Кроме того, возможность смягчения антироссийских санкций усиливает потенциал для переоценки российских активов. В то же время, доходности российских еврооблигаций уже выглядят не слишком привлекательно.
Если говорить о конкретных инвестиционных идеях 2017 года, то на глобальном рынке следует обратить внимание на бумаги секторов, зависящих от цикла экономической активности, — прежде всего, финансового и строительного. Интересны акции некоторых биотехнологических компаний, — тех, которые имеют стабильный портфель разработок и финансовые потоки.
На российском рынке интересны «перепроданные» акции телекоммуникационных компаний, которые начали восстанавливаться в свете возможного пересмотра так называемого «пакета законопроектов Яровой», а также бумаги некоторых госкомпаний (Газпром, Алроса и другие) из-за вероятного увеличения нормы дивидендных выплат. В целом же в этом году будет особенно актуален активный подход к управлению, тщательный отбор ценных бумаг и более динамичное перераспределение активов.