В 2016 году экономика России практически не показала ощутимого роста. Улучшившееся положение в сельском хозяйстве и экспорте (в основном за счет роста экспорта топлива) нивелировалось продолжающимся спадом в потреблении и строительстве. К концу года, правда, динамика строительства улучшилась. В целом же производство в базовых секторах продолжает колебаться вокруг примерно одного и того же уровня с апреля 2015 года.
В прошлом году это можно было бы расценивать как достижение. Экономика оказалась на удивление устойчивой к снижению цен на нефть: с мая 2015 по январь 2016 года баррель нефти Brent подешевел почти вдвое – с $65,7 до $32,6, что не вызвало спада экономической активности. Однако рост цен на нефть в этом году не стимулировал подъема в экономике. Иными словами, период, когда российская экономика демонстрировала устойчивость, сменился стагнацией.
При этом прибыль российских компаний, в отличие от экономики в целом, продолжала расти. По итогам января – сентября номинальная чистая прибыль компаний увеличилась на 20,6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Поскольку годовая инфляция за тот же период составила 7,5%, получается, что в реальном выражении чистая прибыль выросла по сравнению с первыми тремя кварталами прошлого года на 12,2%. Даже в долларовом выражении корпоративная прибыль выросла на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года (рубль за это время подешевел относительно доллара США на 14,6%).
Несмотря на хорошие финансовые результаты, совокупные инвестиции по итогам января – сентября оказались на 2,3% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. В третьем квартале капиталовложения немного выросли (на 0,3% по сравнению с III кварталом 2015 года), однако этот рост обусловлен низкой базой сравнения за июль – сентябрь 2015 года, когда инвестиции в основной капитал упали на 13,0% относительно уровня годичной давности. Сезонно сглаженные показатели свидетельствуют о том, что инвестиции, по-видимому, достигли дна еще в третьем квартале 2015 года – с тех пор они были более или менее стабильны в течение года.
Немаловажной причиной ограниченного роста инвестиций стали внутренние процентные ставки, сохранявшиеся на высоком уровне. Так, в октябре средний процент по кредитам для крупного и среднего бизнеса составлял минимум 11,5%, а для малого бизнеса – не менее 14,5%. Крайне непросто найти в нынешних условиях проекты, предполагающие адекватную отдачу. Отметим, что последние несколько месяцев инфляция находится примерно на уровне 4,5% в годовом выражении, если учитывать сезонные факторы. С учетом таких показателей реальный процент по кредитам составляет около 7% для крупных и средних предприятий и 10% для малого бизнеса, что гораздо выше, чем, скажем, в Европе. Это естественным образом тормозит рост кредитов. Так, в середине года рост рублевых кредитов предприятий составлял 6,1% по отношению к соответствующему периоду прошлого года, а в октябре он замедлился до всего лишь 2,6%. С учетом инфляции кредиты в этом году вообще снижались в реальном выражении.
При этом приток иностранного капитала, привлеченный высокими процентными ставками, увеличился. Он поспособствовал некоторому укреплению рубля. В свою очередь, российские компании достаточно рационально этим воспользовались, значительно увеличив в III квартале 2016 года выплаты по внешнему долгу и нарастив вложения в иностранные активы.
С другой стороны, высокие процентные ставки отрицательно сказываются на внутреннем потреблении. По сравнению с 2010-2014 годами выросла норма сбережения, потребительское кредитование не увеличивается. В итоге внутренний спрос на что-либо за пределами пищевой продукции или относительно дешевых товаров ежедневного спроса резко снизился по сравнению с докризисным уровнем. К таким товарам можно отнести бытовую техники, автомобили, мебель и так далее. Очевидно, что все это сдерживает оживление в экономике.
Политику Банка России в уходящем году в целом можно охарактеризовать как чрезвычайно успешную. Ее результатом стало радикальное замедление инфляции и снижение инфляционных ожиданий. Учитывая то, что еще в начале года инфляция была выше 10%, а к концу года мы пришли с показателем 4,5%, то вполне достижимой выглядит и цель в 4% на 2017 год. Это означает, однако, что ключевая процентная ставка, которая в любом случае должна превышать уровень инфляции, в реальном выражении сейчас составляет 5,5%, которые все же представляются чрезмерными. Результат – высокие процентные ставки по кредитам и замедление роста кредитования, что не благоприятствует росту инвестиций. В нынешних условиях потенциал для снижения ставки как минимум на 200 базисных пунктов имеется. Всегда есть риск того, что снижение процентной ставки не приведет к ускорению роста экономики, однако это риск, на который придется рано или поздно пойти.