Что осталось от бизнеса западных инвестбанков в России после пяти лет санкций
На прошлой неделе российское подразделение американского инвестбанка Morgan Stanley в своем годовом отчете написало о планах свернуть банковскую деятельность в России в первом квартале 2020 года. Morgan Stanley также планирует отказаться от брокерской и депозитарной лицензий и перевести бизнес в новую компанию, которая будет оказывать консалтинговые услуги в области инвестиций и недвижимости.
После введения западных санкций в 2014 году Morgan Stanley старался переводить лучших сотрудников в Лондон или Нью-Йорк, оставив российские подразделения в режиме ожидания лучших времен и роста инвестиционной активности, рассказывает Forbes бывший советник экс-главы Morgan Stanley в России Райра Симоняна Владимир Тумаркин. «Но, видимо, подождав некоторое время, банк принял для себя решение «повесить замок на дверях», убедившись, что восстановление бизнеса случится еще очень нескоро», — резюмирует он.
Сократился бизнес и у других инвестбанков. По итогам 2014 года размер комиссионных вознаграждений за сделки клиентов стал худшим за 10 лет, составив $326 млн (данные Thomson Reuters). «Последние два-три года в России нет инвестиционного бизнеса. Иностранным банкам здесь практически нечего делать. Российское направление маргинализовалось в бизнесе практически всех инвестиционных банков», — констатировал в 2016 году в интервью РБК Райр Симонян.
По итогам 2018 года ситуация стала только хуже. Общий комиссионный доход инвестбанков составил всего $176,8 млн.
Если в 2014 году в топ-10 банков по суммарному размеру вознаграждения за сделки клиентов (согласно рэнкингу Thomson Reuters) вошли сразу несколько дочек иностранных инвестиционных банков (Credit Suisse, Deutsche Bank, JPMorgan, Morgan Stanley, UBS), то в 2018 году их ряды заметно поредели (в топ-10 оказались JPMorgan, Deutsche Bank и ING Bank).
Основных причин скромных результатов инвестбанков в последние годы две. Во-первых, осторожность западных банков после присоединения Крыма. «В банке значительно ужесточились процедуры согласований — все происходит на уровне штаб-квартиры, процент одобрения клиентов в районе 50%», — говорит инвестбанкир дочки иностранного банка, пожелавший не называть свое имя.
Во-вторых, почти полностью угасшая активность российских игроков с выпуском ценных бумаг. За весь 2018 год Мосбиржа не провела ни одного IPO, а число выпусков евробондов едва превысило 30.
Forbes проанализировал бизнес-показатели западных банков, которые были в десятке наиболее успешных инвестбанков в 2014 году, чтобы понять, как изменился этот рынок за годы санкций и снижения деловой активности.