К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Cash Only: сколько компаний в России до сих пор не принимают к оплате карты?

Cash Only: сколько компаний в России до сих пор не принимают к оплате карты?
Более 60% российских компаний не принимают к оплате карты, выяснили аналитики сервиса «Поток» Альфа-Банка. Где до сих пор в ходу только наличные?

Большинство банков и производителей смартфонов уже давно предоставляют функцию бесконтактной оплаты — Apple Pay, Samsung Pay и др. Тем не менее, во многих компаниях России не только нельзя оплатить услуги при помощи современных технологий, но невозможно даже использовать обычную пластиковую карту.

Согласно исследованию аналитиков сервиса «Поток» Альфа-Банка, в марте 2017 года только 39,5% российских компаний принимали к оплате карты. Это почти на 25% больше, чем в марте 2016 года (было 32,24%). «Однако банкам и платежным системам стоит задуматься: 60% «наличных» компаний — огромный потенциал для роста рынка эквайринга», — отмечает генеральный директор сервиса «Поток» Альфа-Банка Никита Абраменко. Также исследователи отметили, что компания, не принимающая платежи по картам, может терять в деньгах до 20% от всех возможных платежей покупателей. Особенно рискуют российские компании из сфер питания (28,1%), платных услуг для населения (22,7%), розничной торговли (19,3%) и медицинских услуг (19,7%). «Формула проста: не принимаете карты — готовьтесь потерять до 1/5 доходов», — считает Никита Абраменко.

Как считали? Для исследования эксперты взяли статистически значимую случайную выборку из 200 000 компаний малого и среднего бизнеса. Исследование основано на обезличенных данных по их операциям за период март 2016 — март 2017 года. Все компании являются клиентами Альфа-Банка. Дополнительно были отобраны компании, работающие с физическими лицами, в частности, из сферы розничной торговли, питания, предоставления временных мест для проживания, услуг по здравоохранению, туризма, образования и платных услуг для населения (например, парикмахерские).

Доля компаний, принимающих платежи по картам, в регионах России

Доля компаний, принимающих платежи по картам, в регионах России

Самая высокая доля компаний, принимающих к оплате карты, по России оказалась в Башкортостане (60,2%). Исследователи сервиса «Поток» Альфа-Банка считают такой результат ожидаемым. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в Республике самый высокий уровень проникновения кредитных карт в РФ — 567 на 1000 человек (для сравнения, в Москве — 247 карт на 1000 человек). «А вот высокий уровень подключения эквайринга в Пермском крае и Иркутской области (51,5% и 48,5% соответственно) — приятное открытие», — комментирует Никита Абраменко. В Москве, где всегда был высокий уровень проникновения финансовых технологий, всего 47,3% компаний принимают карты. А в Санкт-Петербурге доля бизнес-предприятий с эквайрингом и вовсе невысока — 28,8% от общего количества компаний.

В каких компаниях и регионах больше всего распространены карты?

В каких компаниях и регионах больше всего распространены карты?

В России все еще остаются традиционно «наличные» сферы, где компании редко принимают карты к оплате: ремонт компьютеров и прочих предметов (3,85% от всех компаний), торговля автомобилями (часто сюда входит также их обслуживание) — 6,8%. Сфера спорта, отдыха и развлечений тоже не блещет достижениями — всего 8,3%. Не значительно лучше ситуация и в туристическом секторе — только 9,3% компаний принимают карты клиентов.

«Для поездок по РФ лучше запастись наличными», — советует генеральный директор сервиса «Поток» Альфа-Банка Никита Абраменко.

Сколько компаний принимают к оплате карты?

Сколько компаний принимают к оплате карты?

В марте 2017 года 39,5% компаний принимали платежи от клиентов через банковские карты.

По условиям исследования считается, что компания принимает к оплате карты, если она использует хотя бы один из существующих способов приема платежных карт (например, POS-терминалы (торговый эквайринг), мобильные mPOS-терминалы (мобильный эквайринг) или прием карт через интернет (интернет-эквайринг)). Критерий выборки — наличие поступлений в период исследования на расчетный счет компании денежных средств со специальных счетов платежных систем, используемых для эквайринга.

Сферы деятельности, в которых наибольшая доля компаний, принимающих платежи по картам (Россия)

Сферы деятельности, в которых наибольшая доля компаний, принимающих платежи по картам (Россия)

Исследование по России показало, что 47,1% кафе и ресторанов принимают платежные карты, 41% медицинских учреждений и 39,1% магазинов (см. график). При этом ситуация по отдельным регионам другая. Например, в регионе-лидере исследования — Республике Башкортостан — доля эквайринга среди ресторанов составляет 65,1%, а розничных магазинов — 63,1%. В Москве 60,65% ресторанов и кафе и 61% учреждений здравоохранения принимают карты. При этом, согласно исследованию, в Санкт-Петербурге показатели подключений эквайринга по многим сферам невысоки. В лидерах здесь туризм (38,2%) и гостиницы (37,7%) — регион по праву имеет статус туристического центра России. А вот в ресторанах и рознице многие компании карту не примут (с терминалами только 22,5% и 29,9% соответственно).

Доля платежей по картам от общего оборота компаний (Россия)

Доля платежей по картам от общего оборота компаний (Россия)

Высокая доля платежей по картам присуща тем сферам, где значительна доля обеспеченных клиентов, рассказывает аналитик сервиса «Поток» Альфа-Банка Ираклий Наскидашвили. Среди них меньше традиционно «наличных» клиентов, например, пенсионеров. Это доказало и исследование, где в лидерах сфера ресторанов — 28,1% платежей приходятся на карты. Аналогичная ситуация в салонах красоты, химчистках и прочих платных услугах, которые востребованы среди людей с достатком — 22,74%. «То, что в лидерах по доле платежей по картам оказалось здравоохранение (19,7%) — не удивляет. Ведь его клиенты те, кто не доверяет государственным клиникам», — добавляет Наскидашвили. К слову, в 2013 году доля таких платежей в здравоохранении была около 8%; рост объясняется развитием самого рынка платных услуг в этой сфере, заключил он.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+