Этот год станет особенным для финансовых рынков. Продолжение политики «количественного смягчения» ФРС и Банком Японии и ожидание запуска аналогичной по смыслу программы ЕЦБ накладывается на рост геополитической напряженности в ряде регионов. Поэтому в целом интерес к покупке рискованных активов в мире продолжает расти, но уже не во всех странах.
В паре евро — доллар ситуация, судя по всему, начала меняться в пользу американской валюты из-за разнонаправленной динамики монетарной политики в еврозоне и США. Приближение момента, когда ФРС начнет повышать ставки (по ожиданиям, в середине 2015 года), работает в пользу доллара на фоне проблем, которые продолжает испытывать экономика стран еврозоны. Аналитики HSBC продолжают ожидать укрепления доллара к евро до 1,28 к концу 2014 года и до 1,25 — к концу 2015 года.
Российский рубль уже попал в первом квартале этого года в изрядную передрягу, но с успехом из нее выбрался.
Своевременные действия ЦБ не позволили разрастись панике на валютном рынке, а экспортеры своими продажами поддержали предложение валюты. Снижение геополитической напряженности вокруг Украины и рост интереса к валютам развивающихся рынков во втором квартале также сыграли в пользу рубля. К сожалению, стабильность рубля, скорее всего, обманчива и носит временный характер.
Динамика валют развивающихся рынков скорее указывает на возобновление тренда на ослабление, чем на укрепление (график 1). Восстановление позиций в рублевых активах иностранными инвесторами после «сезона распродаж» в первом квартале заканчивается. Внешнеторговый баланс и счет текущих операций (СЧО) улучшились после ослабления рубля в начале года. Однако сезонные факторы, связанные с ростом спроса на валюту в период отпусков, и выплаты дивидендов крупными российскими компаниями резко уменьшают сальдо СЧО. В то же время потоки капитала в Россию снижаются по сравнению с предыдущими годами из-за геополитической ситуации и роста общей неопределенности относительно перспектив российской экономики.
Так что, по нашим ожиданиям, баланс спроса и предложения валюты в России изменится в пользу спроса. ЦБ уже практически ушел с валютного рынка, вмешиваясь только тогда, когда курс сильно меняется, приближаясь к границам валютного коридора (график 2). В совокупности это указывает на вероятное ослабление рубля во второй половине года. Мы ожидаем курс рубль/доллар на уровне 37,50 к концу декабря. В то же время ослабление рубля к евро, скорее всего, будет незначительным из-за роста доллара к евро.
Заглядывая в 2015 год, мы ожидаем дальнейшего ослабления курса рубля, прежде всего к доллару США (до 39,2 к концу года). Сохранение инфляции выше целевого уровня ЦБР будет ухудшать внешнеторговый баланс и СЧО из-за опережающего роста импорта, выигрывающего от высокой российской инфляции. В этой ситуации более слабый рубль позволит сдержать импорт и восстановить баланс спроса и предложения валюты на рынке. Конечно, высокие процентные ставки ЦБР могут сдержать ослабление курса, привлекая иностранный капитал в рублевые активы. Однако потенциал этого инструмента ограничен, ставки не могут препятствовать действию фундаментальных факторов в течение длительного времени. Стоит напомнить, что ожидаемый рост процентных ставок в США в 2015 году будет работать в пользу доллара и против остальных валют, включая рубль.