К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Процент за неграмотность: как научиться принимать правильные финансовые решения

Фото Лори
Фото Лори
Финансовая безграмотность — крайне опасная вещь. Как минимизировать риск принятия разорительных для себя решений?

Для начала попробуйте ответить на три простеньких вопроса — элементарный тест на финансовую грамотность.

1. Предположим, у вас на депозите под 2% годовых лежат $100. Сколько денег будет на счете через пять лет? A) больше $102, B) $102, C) меньше $102.

2. Ваши деньги лежат на депозите со ставкой 1% годовых, а ежегодная инфляция составляет 2%. Через год, cняв деньги со счета, вы сможете купить: a) больше, b) столько же, c) меньше, чем могли бы купить на эти деньги сегодня?

 

3. «Покупка акций одной компании обычно обеспечивает более надежный (менее рискованный) доход в сравнении с покупкой паев ПИФа». Это утверждение: a) истинно, b) ложно.

Если у вас появилось желание ответить хотя бы на один из вопросов «не знаю», читать дальнейший текст не стоит. Надеюсь, ни у кого из читателей Forbes затруднений не возникло, но правильные ответы привожу в конце текста.

 

Люди, давшие правильные ответы на эти вопросы, задававшиеся Аннамарией Лусарди (Дартмутский колледж), Оливией Митчелл (Уортонская школа Университета Пенсильвании) и их коллегами жителям 14 стран мира, — глобальное меньшинство (недавно работу Лусарди и Митчелл опубликовал Journal of Economic Literature). Правильные ответы дали 30% американцев, 21% шведов, 25% итальянцев, 27% японцев, 31% французов. Только в Германии (53%) и Швейцарии (50%) финансово грамотные люди не в меньшинстве.

Но самые поразительные результаты были получены в России, где на все вопросы правильно ответили только 4% респондентов. Россиян, не сумевших справиться вообще ни с одним вопросом, оказалось 28%. В других странах таких неудачников было по 10-11%, за исключением грамотной Новой Зеландии (4%),а также Японии (17%) и Италии (20%).

Исследование построено исходя из предпосылок, что есть как минимум 3 важнейших знания, необходимых пользователям современных финансовых продуктов. Это 1) умение производить вычисления, связанные с процентными ставками (включая «сложные проценты»), 2) понимание инфляции, 3) представление о рисках и их диверсификации. На диагностику этих 3 умений в их простейшей форме (грамота, а не интегральное счисление!) и направлены вопросы, на которые вам пришлось отвечать минуту назад.

 

Финансовая безграмотность — крайне опасная вещь хотя бы потому, что в современном мире практически у каждого есть возможность стать инвестором. Инвестиционные продукты становятся все более доступными и популярными, чего не скажешь о знаниях, необходимых для правильного их использования. И если бы только инвестиционные! Потребительские кредиты, кредитные карты, ипотека, автокредиты, всевозможные «грабительские кредиты», страховые продукты... Одна только необходимость как-то аккумулировать средства на пенсию заставляет принимать массу инвестиционных решений. Практически всем приходится заниматься личным финансовым планированием, принимать кредитные и инвестиционные (включая пенсионное накопление) решения.

Хуже всего с финграмотностью у женщин, бедных и старшего поколения. Так, среди американцев старше 50 лет на 1–2-й вопросы правильно ответила лишь половина респондентов, а на третий — треть. С возрастом растет и разрыв между низким уровнем знаний и растущей уверенностью в своей компетентности. Мужчины отвечают на вопросы лучше женщин, но первые более самоуверенны, а вторые лучше осознают границы своего знания. Поэтому в ближайшие десятилетия целевая аудитория для провайдеров финграмотности — это женщины. Процесс уже идет. В США женщины в среднем переживают своих супругов на 9 лет; оставаясь вдовами и сталкиваясь с необходимостью принимать финансовые решения, они серьезно подтягивают финграмотность, показывает исследование ФРС.

С более сложными финансовыми концептами совсем плохо. Только 21% американцев понимает, что цена и доходность облигаций связаны обратной зависимостью. Не даются людям сложные проценты. В одном из исследований Лусарди и Питер Туфано из Гарвардской школы бизнеса диагностировали знание о них в форме, почти не требовавшей вычислений: «Предположим, на вашей кредитной карте лежит $1000. Долг не погашается, ставка составляет 20% годовых. Через сколько лет сумма долга удвоится: a) через 2 года, b) менее чем через 5 лет, c) через 5–10 лет, d) более чем через 10 лет». Правильно ответили 36% (надеюсь, можно не говорить, какой ответ правилен). Столько же людей понимают, что если выплачивать по кредитной карте минимальный платеж, эквивалентный процентам по долгу, то сам долг никогда не будет погашен.

Итак, почти две трети американцев просто не понимают условий, на которых они берут кредиты. Единицы способны рассчитать, какой кредит дешевле, и оценить, как меняется ценность денег во времени. Вот еще одна задачка из работы Лусарди и Туфано: «Вы покупаете товар за $1000. Есть две опции его оплаты: a) на протяжении 12 месяцев платить по $100 в месяц, b) занять $1000 на год под 20% годовых с единовременной выплатой $1200 год спустя. Какое предложение лучше: a) первое, b) второе, c) они одинаковы». Первый вариант выбрали 40% респондентов, 39% сочли возможности эквивалентными, и только 7% выбрали лучший вариант (b). Остальные затруднились. Люди систематически недооценивают величину процентной ставки, когда кредит представлен им в форме потока платежей. В случае b номинальная ставка по кредиту составляет 20% годовых, а в случае a — 35% (эффективная — 41,2%). Есть и альтернативное объяснение. Возможно, кто-то выбрал бы вариант a, даже сознавая, что процентная ставка в этом случае почти вдвое выше. Это те, кто не умеет сберегать средства и доплачивает кредиторам за внешнее управление своим финансовым поведением: проще откладывать по $100 ежемесячно, чем заплатить всю сумму в конце периода.

Из-за безграмотности миллионы людей принимают разорительные для себя решения.

 

Одни берут слишком большие кредиты, другие — кредиты по грабительским ставкам, третьи доверяют деньги или имущество заведомым мошенникам. В США число жалоб на финансовое мошенничество растет: за 2007–2011 годы на 62%, до 1,5 млн.

Поэтому владение финансовыми знаниями можно измерить в деньгах. Обучение финграмоте людей с низким уровнем образования способно, как оценили Лусарди, Митчелл и Пьер-Карл Мишо в другой работе, увеличить их благосостояние на 82%, а выпускников колледжей — на 56%. Это означает, что малообразованные люди теряют из-за безграмотных финансовых решений 45% своего богатства, а более образованные — 36%. Разница не слишком велика — она показывает, что преподавание экономики и финансов в средних школах не очень помогает. И что овладение финграмотной не станет прибыльной операцией лишь для совсем бедняков — тех, кому придется заплатить за обучение больше трети своего состояния.

По идее, возможность повысить благосостояние,  овладев финграмотой, должна стимулировать мощный глобальный спрос на образование. Но его нет. Проблема в том, что люди неадекватно оценивают свои знания. 70% американцев оценили собственную финграмотность как среднюю или высокую, хотя больше 2/3 не смогли дать правильные ответы на вопросы для 14–16-летних детей. Жители Германии и Нидерландов тоже преувеличивают свои знания.

Как объяснить феноменально низкий уровень финграмотности в России?

 

Очевидный фактор — наследие социализма. Неудивительно, что сразу после его краха люди бросились в объятия пирамид. Вторая причина — государство. Чем больше госпенсии, тем ниже мотивация граждан к самостоятельному накоплению богатства и, соответственно, овладению финграмотой, доказывают два итальянских экономиста. А на фоне других стран СНГ пенсии в России высокие.

Польза от овладения финграмотой огромна. Исследования доказывают, что среди более грамотных сильнее распространено финансовое планирование, включая пенсионное. Более образованные чилийцы выбирают пенсионные счета, за использование которых приходится платить меньше взносов управляющим. Финграмотность, как показано в одном из докладов, позволяет людям быть более самостоятельными — меньше смотреть на то, какие финансовые решения приняли их друзья. Китайские крестьяне, которым в ходе курса финансового просвещения рассказали о сложных процентах, с большей вероятностью отнесут часть зарплаты на накопительные пенсионные счета.

Финансовые знания помогают избегать лишних потерь. Так, в Германии во время нынешнего финансового кризиса неискушенные инвесторы чаще давали своим управляющим команду «продавать», фиксируя тем самым свои потери. Более опытные успешно пережидали спад, говорится в докладе ECB. В Швеции, по расчетам Лорента Кальве из HEC Paris, из-за недостаточной диверсификации инвесторы теряют 2,9% стоимости портфелей в год.

В США даже при принятии жизненно важного решения — рефинансировании ипотеки — заемщики допускают ужасающие ошибки в выборе времени рефинансирования, расчете процентной ставки и т. д., показали экономисты Чикагского ФРБ. Во время кризиса выяснилось, что многие британские обладатели ипотеки не подозревают, по каким ставкам они выплачивают долг (данные из доклада Университета Ноттингема). И чем ниже у британцев финграмотность, тем меньше вероятность, что они начнут что-то делать для ее повышения. Стоит ли удивляться, что менее грамотным людям кредиты достаются по большим ставкам (потребительские в Британии — на 9 п. п., по ставке 23% против 14%), и они чаще допускают дефолт по своему долгу?

 

При рефинансировании ипотеки более грамотным кредиты достаются по ставке на 0,5–1% ниже, тогда как неграмотные переплачивают $50–100 млрд в год (данные Джона Кэмпбела из Гарварда). Аналогичная ситуация с кредитными картами. Менее грамотные обладатели карт платят в среднем на 50% больше различных взносов. В результате на 29% наименее финграмотных владельцев карт приходится 42% получаемых банками взносов.

Около четверти американцев в последние годы пользовались кредитами по сверхвысоким ставкам, показали Лусарди и Карло Шересберг. Разумеется, большинство заемщиков — люди с крайне низкой финграмотностью.

Не стоит ожидать, что овладение финграмотностью приведет к немедленным успехам.

Рядовые инвесторы, которым экономисты перед лабораторным экспериментом рассказывали о работе инвестиционных фондов, комиссиях и т. д. все равно выбирали наивные стратегии диверсификации и фонды c высокими комиссионными ставками. Финансовое образование оказывает очень слабое влияние на экономическое поведение домохозяйств. Не страдающие отсутствием финграмотности профессионалы, руководящие инвестфондами, показывают результаты не лучше менее искушенных инвесторов. В целом финансово грамотные инвесторы лучше находят время для входа на рынок, им чаще удается выходить из акций до наступления обвала, но этот эффект, увы, статистически крайне мал, доказывают итальянские экономисты Луиджи Гвизо и Элиана Вивиано.

 

Зачастую не выдерживают критики сами программы обучения финграмоте, но плохое образование не аргумент в пользу того, что оно не нужно вообще. Практические курсы, вовлекающие слушателей в финансовое экспериментирование, работают лучше чисто теоретических. Вообще финансовая грамотность, как выясняется, помогает только людям с развитыми навыками самоконтроля — иначе она не воплощается в разумное экономическое поведение.

А вот правильные ответы на вопросы, приведенные в начале статьи: 1a, 2c, 3b. Вы в меньшинстве?

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+