Минувший год показал, что выход из кризиса не будет быстрым. После первого шока осени 2008 года ситуация, казалось бы, стала улучшаться. Восстановился экономический рост, отошла на задний план опасность банковского краха. К началу 2010 года политики заговорили о завершении кризиса. Однако оптимизм оказался преждевременным. Правительства ведущих стран действовали достаточно эффективно, чтобы не допустить катастрофы. Но мир так и не вернулся на траекторию устойчивого экономического роста.
Каковы основные итоги 2010 года? Налицо завершение рецессии — во всяком случае, на этом этапе. В большинстве стран восстановился экономический рост, хотя и очень разный по темпам и качеству. Китай продолжает расти быстро и устойчиво. В большинстве стран Запада и в Японии рост довольно низкий. В России динамика ВВП лучше, чем на Западе, но нет сколько-нибудь значимых структурных сдвигов.
Завершение рецессии не стало завершением экономического кризиса. Безработица оставалась высокой, а в некоторых странах даже росла. Банки крайне неохотно кредитуют производство, предпочитая в основном рефинансирование кредитов, а не новые инвестиции.
Международное сообщество продемонстрировало, что оно готово и способно координировать свои действия. «Большая двадцатка», от которой в момент ее создания никто не ожидал какого-то прока, оказалась способной вырабатывать общие правила финансового регулирования. Это очень важно, когда главная угроза стабильности исходит от мировых финансовых рынков. Евросоюз выработал правила предоставления финансовой помощи отдельным странам еврозоны, а координированные действия ЕС и МВФ позволили предотвратить катастрофу в Греции и Ирландии.
Для ряда стран наступает пора отрезвления. Италия, Испания, Португалия встали на путь решительного оздоровления своих финансовых систем, не дожидаясь момента, когда потребуется помощь извне. Планы ужесточения денежно-финансовой политики декларирует (и даже реализует) ряд стран Азии и многие европейские страны, не желающие доводить дело до катастрофы. Вслед за Германией по этому пути пошла Великобритания.
В то же время продолжается мощная денежная экспансия. США, не добившись продолжения мягкой денежной политики (quantitative easing) от партнеров, продолжили политику накачки экономики деньгами. Этот беспрецедентный курс пока не приводит к потере доверия к доллару. По сути, мир стал свидетелем масштабного эксперимента. Устоит ли резервная валюта, обеспечит ли политика ФРС устойчивый рост или приведет к катастрофе?
Весь прошлый год интенсивно обсуждались новые подходы к государственному регулированию экономики. Эта тема вообще одна из ключевых для великих экономических кризисов. Результатом двух предыдущих (и 1930-х, и 1970-х годов) стало появление принципиально новых моделей регулирования — кейнсианства и неолиберализма. Нынешний кризис также поставил этот вопрос. Поначалу (в 2008 году) даже казалось, что мир может вернуться к традиционным дирижистским идеям. Однако развитие событий показало, что восстановление вмешательства в деятельность фирм никем всерьез не обсуждается. Центром дискуссии оказалась разработка глобального механизма регулирования финансовых институтов. Это совершенно новая задача, к решению которой правительства ведущих стран мира в минувшем году только приступили. По всей видимости, она будет одной из центральных и в году наступившем.
Автор — ректор Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, главный редактор журнала «Экономическая политика»