Строительство башни «Газпрома» напротив Смольного отменяется
Место строительства небоскреба «Охта-центр» в Санкт-Петербурге переносится, сообщила в четверг губернатор северной столицы Валентина Матвиенко. По ее словам, окончательное решение городские власти приняли после переговоров с «Газпромом». Компания, которая планировала разместить в высотном комплексе головной офис, согласилась с идеей переноса здания. «Мы провели переговоры с «Газпромом» и приняли совместное окончательное решение о переносе этого проекта на другое место», — цитирует Матвиенко РИА «Новости».
Как уточняет издание «Фонтанка.Ru», губернатор предложила общественности решить вопрос о новом месте для офиса газового концерна совместно с городскими властями, чтобы избежать повторения разногласий и не допустить потери для бюджета Петербурга столь крупного инвестора. Кроме того, Смольный принял решение об отмене постановления, разрешающего на территории Охтинского мыса превышение допустимой высотности. «Мы решили поставить точку в этом вопросе», — объяснила губернатор. (Согласно законодательству Петербурга, высота зданий в районе строительства не должна превышать 100 м, но осенью 2009 года правительство города своим постановлением разрешило превышение высотного регламента в четыре раза при возведении «Охта центра».)
Проект, предусматривающий возведение в городе 400-метрового небоскреба, вызвал широкие протесты общественности. Правительство Петербурга долгое время настаивало на том, чтобы финансируемый «Газпром нефтью» проект был построен именно на Охтинском мысу — на набережной Невы напротив Смольного собора. Однако многие градозащитники и простые петербуржцы выступали против таких планов. Проект создания «Охта- центра» стоимостью около 60 млрд рублей разделил Петербург на два непримиримых лагеря — часть жителей поддерживали проект, другие возмущались тем, что здание испортит панораму северной столицы.
Активисты несколько раз пытались провести в Петербурге референдум насчет строительства. В прошлом году проект явно начал терять государственную поддержку. Спикер Госдумы Борис Грызлов высказывался в том смысле, что неплохо бы перенести башню подальше от исторического центра. Против строительства башни в Охте выступил и спикер Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов, который до того был ярым защитником небоскреба. «О том, что этот проект можно реализовать в другом месте, я говорил с самого начала», — напомнил и спикер Совета Федерации Сергей Миронов.
Против возведения небоскреба на Охте выступал и министр культуры РФ Александр Авдеев. Он отмечал, что новая башня-доминанта могла нарушить юридические обязательства России перед ЮНЕСКО. 12 октября этого года Дмитрий Медведев заявил, что решение по строительству «Охта-центра» должно приниматься после завершения всех судебных процессов и консультаций с ЮНЕСКО.
«Газпром», начавший подготовку к строительству, несмотря на явный протест общественности, понес вполне ощутимые убытки.
Год назад Forbes постарался их оценить:
Большая часть 60-миллиардных инвестиций в проект должна была пойти на строительство. Однако, судя по отчетности ОАО «Общественно-деловой центр «Охта»», уже за 2007-й и 2008 год ОАО потратило на подготовку к строительству около 3 млрд рублей, или 5% всех средств. Кому достались деньги?
Больше всего удалось заработать санкт-петербургским археологам. На археологические изыскания было потрачено 300 млн рублей, это десятая часть всех расходов, говорит заместитель гендиректора ОАО «Охта-центр» Владимир Гронский. «Возможно, учтены какие-то вспомогательные работы, например, по демонтажу зданий, — сомневается в цифре руководитель Санкт-Петербургской археологической экспедиции, сотрудник Института материальной культуры РАН Петр Сорокин, под руководством которого проходили раскопки. — Здесь явно не только археология». Сорокин, впрочем, признает, что заказчик исправно финансировал работы и «все было довольно цивилизованно». На участке было задействовано порядка 300 человек.
Несколько меньше 300 млн рублей получил питерский «Городской центр экспертиз», который выполнил научно-исследовательские работы по экологической оценке территории будущей застройки. Что конкретно было сделано? «Обследовали территорию, брали пробы воды, исследовали почву», — объясняет генеральный директор компании «Городской центр экспертиз — Экология» («ГЦЭ — Экология») Татьяна Нифонтова. Исследователи развернули на месте будущего строительства целую лабораторию, в которой трудилось 25 человек. «ГЦЭ — Экология» делал в том числе оценку воздействия строительства на состояние окружающей среды. Раскрывать точные финансовые показатели сотрудничества с «Охта-центром» Нифонтова отказалась.
Генеральным проектировщиком центра было выбрано английское архитектурное бюро RMJM, которое разработало проект комплекса. Пресс-служба «Охта-центра» не ответила на запрос Forbes, но, исходя из среднерыночных расценок, лишь за разработку концепции англичане должны были получить около 150 млн рублей. Только макет будущего центра обошелся заказчику в 2,7 млн рублей.
На оплату труда топ-менеджеров «Охта-центра» было потрачено около 27 млн рублей.
Это самые существенные статьи расходов на подготовку строительства башни. Вообще же в распределении денег участвовали десятки компаний самых разных направлений. ФГУП «Аэрогеодезия» вело аэро-, кино- и фотосъемку, «Экосфера 21 век» проанализировала климатические условия района. Только в обслуживании офиса «Охта-центра» на Свердловской набережной в Петербурге было занято не меньше шести компаний (ремонт, сигнализация, клининг, организация празднования Нового года). В списке контрагентов — группа «Праксис», осуществившая «работу с жителями по улучшению имиджа проекта», компании, которые сняли для «Охта-центра» документальный фильм и разместили рекламные ролики на ТВ, фирма «Трэвэлекс», организовавшая поездку журналистов в Вильнюс, и т. д.
Генподрядчику строительства, компании Arabtec Construction, которая участвует в возведении самого высокого здания в мире Burj Dubai, «Охта» денег еще не принесла. Как сказано в годовом отчете, представленном летом 2009 года, «в течение 2008 года велись и продолжают вестись переговоры с Arabtec Construction на предмет заключение договоров на проектирование (стадия «Рабочая документация») и строительство».
Участники проекта по-разному реагировали на его проблемы. «Побольше бы таких заказчиков, — вздыхает Татьяна Нифонтова из «ГЦЭ — Экология». — Я уверена, что со временем отношение к этому фантастическому зданию изменится. У нас сложились теплые партнерские отношения, будем работать с ними на другой территории».
А вот археолог Петр Сорокин прекратил работать на «Газпром» — компании пришлось объявить конкурс на поиск других археологов, так как вести работы без них она не имеет права. Ученые утверждали, что к обозначенному заказчиком сроку окончить работы невозможно. «Мы благодарны за вложения средств и помощь в организации раскопок, — говорит Сорокин, — но мы не можем сносить памятники».