К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Моногорода: американский подход

Моногорода: американский подход
Как в США решают проблемы городов, оставшихся без работы

Проблема моногородов давно превратилась в глобальное явление. Нет ни одной сколько-нибудь развитой страны, города которой были бы застрахованы от изменений на мировом и внутреннем рынке. Когда изменения неблагоприятны, некоторые города сталкиваются с особенно тяжелыми социальными и экономическими проблемами. Если в России это явление относительно новое, то в США проблема company towns существует уже около 130 лет.

Особенно она обострилась в семидесятых годах прошлого века. Промышленный подъем в странах Восточной Азии, особенно в сталелитейной и автомобильной промышленности, привел к упадку и краху американских компаний, не способных выстоять под натиском заокеанских конкурентов даже у себя дома, не говоря уже о международных рынках. Следствием этого стал упадок городов, население которых было занято в основном на одном предприятии, не выдержавшем глобальной конкуренции. Территории, затронутые резким спадом промышленного производства, получили в США название «Пояс ржавчины» (Rust Belt).

Как эту проблему решали в Америке? Тут важно отметить одно существенное отличие от России. В США ответственность за решение проблем безработицы, старения населения, оттока молодежи лежит на местных властях. Федеральное правительство, конечно, оказывает поддержку: вводит различные программы дополнительной помощи нуждающимся городам и даже устанавливает запретительные тарифы на импорт, особенно из Китая. И тем не менее первую скрипку играют муниципалитеты.

 

Стратегии борьбы с упадком, выбранные американскими городами, можно разделить на две категории. Одна направлена на поддержку роста, другая — на сокращение расходов. Поддержка роста может включать в себя создание зон предпринимательства (enterprise zones), выделенных муниципалитетом для интенсивного развития. Компании, открывающие там бизнес, получают налоговые льготы или субсидии на каждого нанятого сотрудника. Другой вариант поддержки роста — это создание туристических центров (казино, торговый центр, аттракционы).

Минимизация убытков обычно предполагает уменьшение или прекращение муниципальной активности в некоторых районах. Например, в городе Флинт (штат Мичиган) местные власти провели программу «сокращения города» (urban shrinkage), сравняв с землей малозаселенные районы и разбив на их месте парк. Другим вариантом применения такого подхода является сокращение числа муниципалитетов в целях повышения налоговых доходов и экономии расходов на полицию, пожарную охрану, водо- и электроснабжение.

 

Конечно, ни одна из стратегий не гарантирует успеха. Например, город Гэри в Индиане (место рождения Майкла Джексона, семья которого, кстати, при первой же возможности переехала в Лос-Анджелес), несмотря на близость к Чикаго и относительно хорошие перспективы развития, так ничего и не сумел добиться (правы были Джексоны).

В общем, небольшим городам следует готовиться к постиндустриальному будущему. Если оно совсем грустно — сокращать убытки. Иногда это может привести и к исчезновению моногорода. Исход очень болезненный, но альтернатива — поддерживать населенный пункт, жители которого обречены на прозябание, — еще хуже.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+