Россию на мировой арене принято считать непредсказуемой. Но если взглянуть на внешнюю политику за весь период существования РФ, заметна четырехлетняя цикличность, которая пока не нарушалась.
Точка отсчета — 1994 год, поскольку только в конце 1993-го решен вопрос о власти. Первый пик отношений с Западом — визит Бориса Ельцина на саммит Евросоюза на Корфу и подписание Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) с ЕС. Направление развития — европеизация. Сразу спад, чеченская война. Первая нижняя точка — в 1996 году, когда принято решение о расширении НАТО. Но весной Москва вступает в Совет Европы, вскоре закончена кампания в Чечне, второй срок Ельцина. Летом 1997-го он впервые участвует в саммите G7+1, ратифицирован СПС, подписан Основополагающий акт Россия — НАТО. Летом 1998 года — второй пик: Россия — полноправный политический участник G8 в Бирмингеме.
Затем обвал — дефолт. Зима 1999-го — война НАТО в Югославии. Лето — начало второй чеченской войны, на политическую арену выходит Владимир Путин. Осень — кампания на Западе в связи с коррупцией российского руководства: Bank of New York, «Мабетекс» и пр. Нижняя точка — уход Ельцина и интронизация Путина на фоне полыхающей Чечни.
Весной 2000 года новый подъем. Мировые лидеры спешат к новому президенту. Осенью глава Еврокомиссии Романо Проди предлагает увеличить закупки российского сырья. Весной 2001-го Джордж Буш «заглядывает в глаза» Путину. 11 сентября — единение против терроризма, базы США в Центральной Азии, Россия закрывает базы во Вьетнаме и на Кубе. Весна-лето 2002 года — Совет Россия — НАТО (новое качество отношений) и идея газового консорциума с ЕС по управлению украинской трубой — символ единого энергокомплекса Европы. 2003-й — опять вниз. ЮКОС, «революция роз» в Грузии, Дума без либералов. Окончательный провал — киевский майдан, в Кремле ощущение осажденной крепости. И так далее — см. диаграмму.
Сейчас, соответственно, линия пойдет вниз до 2012-го, потом вверх, и новый пик 2014-го. Это логично: сегодня позитивная повестка дня исчерпана, Россия и США вступают в избирательные периоды, плохое время для свежих идей. Затем новые президенты переворачивают страницу. Символический пик, например, Олимпиада в Сочи.
Ритм не сбивался ни разу. О чем говорит цикличность? У отношений нет прочной основы, они ходят по замкнутому кругу в зависимости от конъюнктуры, прежде всего внутренней — в России и на Западе. Друг от друга объективно деться некуда, но взаимопонимания нет. Сейчас впервые возможны перемены, потому что меняется внешняя конъюнктура. До сих пор содержанием политики были отношения с Западом, остальное вторично, теперь нельзя не учитывать Азию. Фактор Китая будет все больше влиять на траекторию, пока непонятно как. Возможна консолидация перед лицом растущего гиганта. Но возможна и утрата интереса друг к другу в пользу сотрудничества с ним.