Воскресный референдум в Киргизии принес обнадеживающие новости для временного правительства страны. Вчерашняя оппозиция, просуществовав в правовом вакууме несколько месяцев, получила вотум доверия от населения и таким образом легитимизировала свой статус.
По предварительным данным, 90% граждан, принявших участие в голосовании (а явка, по последней информации ЦИК, составила почти 70%), согласились с переменой политического устройства Киргизии: государство уже к осени текущего года должно превратиться в полноценную парламентскую республику. Президент в новой конфигурации становится скорее представительской фигурой.
Основные опасения скептиков, впрочем, были связаны не с риском отказа населения поддержать власти, а с угрозой новой волны насилия на юге — в Ошской и Джалал-Абадской областях, где всего несколько недель назад произошли кровавые столкновения на межэтнической почве. В результате погибли, по официальным данным, около трехсот человек, а по неофициальным данным, число жертв конфликта составило около 2000 человек. Десятки тысяч проживающих в Киргизии узбеков вынуждены были покинуть собственные дома и бежать в Узбекистан.
Проведение референдума в столь напряженной обстановке могло привести к эскалации конфликта. Однако мрачные прогнозы не подтвердились: в воскресенье Ош и Джалал-Абад, где до 10 августа действует режим ЧП, проголосовали за политические перемены, как и остальная часть Киргизии.
Глава временного правительства Роза Отунбаева поспешила заявить об успехе выбранной стратегии развития. По ее словам, итоги референдума свидетельствуют о формировании правового поля и скором признании новых властей мировым сообществом.
Как будет меняться структура власти в Киргизии? Сама Отунбаева пока продолжит совмещать полномочия президента и премьер-министра переходного периода. До 10 июля временное правительство собираются покинуть лидеры политических партий, которые начнут предвыборную кампанию. В кабинете министров их заменят умеренные политики без ярких идеологических пристрастий.
Правительство технократов просуществует до осени, когда пройдут официальные парламентские выборы. Новый кабмин сформируют победители голосования, и таким образом страна получит полноценное правительство без приставки «временное».
Нынешние киргизские власти считают, что выбранная система окажется более сбалансированной и позволит государству стабильно функционировать даже при возникновении социальных конфликтов, подобных июньскому столкновению узбеков и киргизов. Добиться этого поможет вхождение в кабинет министров представителей интересов разных групп населения: партии получат квоту в правительстве в зависимости от своей представленности в парламенте. При этом временное правительство заявляет, что рассчитывает покончить с клановостью — характерной чертой режимов Аскара Акаева и Курманбека Бакиева.
Оба свергнутых киргизских лидера — Акаев из Москвы и Бакиев из Минска — поставили под сомнение замысел своих политических оппонентов. По их мнению, превращение страны в парламентскую республику приведет ее к хаосу, отсутствию централизованной системы управления и невозможности компромисса между партиями, защищающими интересы того или иного клана.
Российский президент Дмитрий Медведев признался, что тоже «не очень себе представляет», как будет работать выбранная временным правительством Киргизии модель. «Не превратится ли это в череду бесконечных проблем, перетасовок в парламенте, прихода к власти тех или иных политических сил, причем такого бесконтрольного перехода полномочий из одних рук в другие, и, в конечном счете, не будет ли это способствовать приходу к власти сил, которые имеют экстремистскую направленность?» — объяснил он свои опасения.
По словам Медведева, развитие ситуации по негативному сценарию может привести к самым печальным последствиям вплоть до распада Киргизии. В основном же мировые политики воздерживаются от официальных комментариев по поводу референдума, ожидая его официальных результатов.
Отунбаева, однако, уверена, что весь скепсис будет развеян с приданием правового статуса нынешней власти. После ее легитимизации страна сможет рассчитывать на приход миротворцев ОБСЕ, присутствие которых в мятежных регионах должно, по ее мнению, гарантировать устранение этнических конфликтов.
Пока же будущее Киргизии под вопросом. Резня в Оше и Джалал-Абаде может возобновиться в любой момент, поэтому эксперты не берутся предсказывать, насколько успешным будет становление новой власти.