В Польше завершился первый тур досрочных выборов главы государства, назначенных после гибели президента Леха Качиньского в авиакатастрофе под Смоленском 10 апреля.
Победу, как и ожидали эксперты, одержал кандидат от правящей партии «Гражданская платформа», спикер Сейма Бронислав Коморовский. За и. о. президента отдали голоса более 41% избирателей. На 4,5% от Коморовского отстал брат покойного главы государства, лидер партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский.
Поскольку претендентам не удалось преодолеть планку в 50% голосов, победитель выборов определится во втором туре 4 июля. Незначительный разрыв между Коморовским и Качиньским придает особую важность мнению избирателей, в первом туре отдавших предпочтение другим кандидатам.
Третьим на финиш президентской гонки пришел самый молодой кандидат — 36-летний Гжегож Наперальский, баллотировавшийся от Союза демократических левых сил (СДЛС). Причем об участии кандидата, набравшего в итоге более 13% голосов, стало известно лишь в начале мая. Наперальский заменил в предвыборном списке еще одну жертву катастрофы под Смоленском — прежнего кандидата от СДЛС Ежи Шмайдзиньского.
Позиция СДЛС по второму туру выборов пока не известна, однако в сложившейся ситуации большинство экспертов считают шансы Коморовского предпочтительнее.
Каковы взгляды кандидатов и их партий на отношения с Россией?
Правящая «Гражданская платформа», объединяющая сторонников консервативного подхода в политике и либерального — в экономике, на сегодняшний день является наиболее умеренной политической силой Польши. Один из лидеров партии — Дональд Туск — возглавляет правительство страны. «Гражданская платформа» победила «Право и справедливость» на последних парламентских выборах 2007 года, взяв убедительный реванш за поражение в 2005-м.
За период правления либерал-консерваторов значительно улучшились отношения Варшавы с Москвой, «замороженные» решением администрации Джорджа Буша-младшего о размещении систем ПВО в Польше. После того как Барак Обама отказался от планов предшественника, а Путин и Туск совместно почтили память польских военнопленных, расстрелянных по приказу советского руководства в Катынском лесу, государства значительно сблизили позиции по многим стратегическим вопросам.
Однако по-настоящему переломным моментом оказалась катастрофа под Смоленском. Трагедия объединила руководителей обеих стран, а тактичная реакция российских властей вызвала одобрение у польской общественности.
На таком фоне главный критик политики Москвы Ярослав Качиньский оказался лишен одного из своих основных электоральных козырей: активная антироссийская позиция едва ли добавила бы ему очков. С другой стороны, для многих избирателей голос в пользу брата-близнеца погибшего президента стал своего рода символом, данью памяти Леху Качиньскому.
Аналитики отмечали, что политик в период предвыборной кампании, действительно, значительно смягчил свое радикальное отношение к России. В частности, после упреков в нежелании признать оказанную Кремлем поддержку он разместил в интернете специальное обращение, в котором выразил благодарность россиянам «за каждую слезу, свечу и слово сочувствия».
Однако ожидать поддержки от избирателей СДЛС лидеру католико-клерикальной партии «Право и справедливость» не приходится. Электорат польских «левых» вряд ли решится голосовать за политических антагонистов, а вот центрист Коморовский вполне может рассчитывать на часть избирателей Наперальского, в том числе и таких именитых, как экс-президент Александр Квасьневский и бывший глава правительства Лешек Миллер.
Спикер Сейма не раз заявлял, что доволен текущим сближением с Россией и надеется на дальнейший прогресс в двусторонних отношениях. По его словам, в случае избрания на пост главы государства он официально пригласит Дмитрия Медведева в Польшу. Российский президент уже дал предварительное согласие на предложение Коморовского во время визита последнего в Москву на парад 9 мая.
Пока же процесс политического торга между участниками второго тура и польскими «левыми» только начинается, и прогнозы на победу того или иного кандидата можно будет делать уже после того, как Наперальский сформулирует свою позицию.