В среду около 8.40 утра, ровно через двое суток после взрывов в московском метро, теракт произошел в дагестанском Кизляре. При выезде служебного милицейского автомобиля со двора здания городского ОВД взорвалась припаркованная неподалеку, напротив городской гимназии, «Нива». Мощностью взрыва составила 200 кг в тротиловом эквиваленте. Когда через 10-15 минут на место происшествия прибыли следователи и оперативные сотрудники, а вокруг собрались случайные прохожие, одетый в милицейский китель смертник ворвался в толпу и подорвал себя.
По последним данным, жертвами теракта стали 12 человек, девять из них — сотрудники городского ОВД. Около 30 человек госпитализированы. СКП утверждает, что взорвавший бомбу террорист предварительно опознан как местный житель Дауд Джабраилов.
Владимир Путин и президент Дагестана Магомедали Магомедов не исключили, что преступления в Москве и Кизляре являются «звеньями одной цепи», а возможно, даже организованы одной бандой боевиков. Со столичными взрывами теракт в Дагестане роднит тактика «двойного удара», примененная организаторами. Второй взрыв прогремел, пока правоохранительные органы не успели сориентироваться после подрыва автомобиля возле отделения милиции. Интервал между взрывами на «Лубянке» и «Парке культуры» тоже был невелик — около 40 минут.
После терактов в московской подземке в стране были приняты повышенные меры безопасности, но это не помогло. Президент, премьер-министр и руководители силовых структур грозят организаторам преступлений суровым возмездием. Но две подряд зверские акции бандподполья напомнили, что проблема терроризма в России далека от решения.
Акции боевиков обычно происходят на территории северокавказских республик, и при взгляде из Москвы, из центра, может возникать ощущение, что проблема постепенно уходит: взрывы далеко, жертв сравнительно немного.
Но достаточно взглянуть на статистику последних месяцев, чтобы заметить, что война и не думала прекращаться. С начала 2010 года теракты в России происходят почти постоянно:
- 6 января в Махачкале смертник на заминированной «Ниве» пытался прорваться на территорию базы ГИБДД, где в это время проходил развод сотрудников. Путь террористу преградили милиционеры, выезжавшие в это время с поста на УАЗе. В результате погибли 5 человек, еще 24 были ранены.
- 5 февраля в столице республики был убит в служебном автомобиле глава городского УВД Ахмед Магомедов, которого многие эксперты называли следующим министров внутренних дел Дагестана. Погибли 4 человека — сам Магомедов и трое сопровождавших его милиционеров.
- 5 февраля, в тот же день, что и предыдущий теракт, в городе Избербаш на улице Лермонтова в районе Колхозного рынка преступники привели в действие взрывное устройство, когда мимо проезжала «Нива», в которой находился начальник межрайонного отдела по борьбе с экстремизмом подполковник милиции Гапиз Исаев. Милиционер погиб.
- 17 февраля правоохранительным органам удалось предотвратить мощный взрыв у бывшего здания ОВД в столице региона. Террористы также минировали здание оперативно-розыскного бюро и другие важные объекты в республике.
- 19 февраля в Назрани рядом с частным домом на улице Коммунальная раздалась целая серия взрывов. В результате погибли хозяин домовладения и сотрудник милиции. Госпитализированы с травмами были 28 человек. Сообщалось, что среди пострадавших находились руководитель ГОВД Назрани и сотрудники следственного отдела СКП, в том числе начальник следственного отдела по столице Ингушетии СУ СКП.
- 26 февраля два сотрудника оперативного полка по охране административных границ Ингушетии пострадали при взрыве фугаса в Сунженском районе республики. Инцидент случился в 400 метрах от станицы Орджоникидзевской. Один милиционер получил контузию, второй - осколочные ранения средней тяжести.
- 1 марта в станице Орджоникидзевская в результате подрыва автомобиля получил серьезные ранения местный участковый.
- 11 марта в Махачкале на перегоне Тарки—Махачкала железной дороги Баку—Москва при подрыве грузового поезда сошли с рельсов 14 вагонов, повреждения получил локомотив состава, под которым сработало взрывное устройство. Жертв и пострадавших, к счастью, удалось избежать.
- Практически ежедневно на Северном Кавказе происходили меньшие по масштабам подрывы железнодорожных путей, систем коммуникаций, зданий органов государственной и муниципальной власти. Покушения на жизнь сотрудников милиции и чиновников и вовсе стали для Дагестана рутинным событием.