К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Есть страны, где пьют не меньше, но без таких тяжелых последствий»

«Есть страны, где пьют не меньше, но без таких тяжелых последствий»
Директор Института демографии Анатолий Вишневский о возможном запрете ночной продажи алкоголя

В четверг правительственная комиссия по регулированию алкогольного рынка обсудила вопрос об установлении полного запрета ночной продажи алкоголя крепче 15 градусов. В России до сих пор не было единой госполитики в этом вопросе, запреты самостоятельно вводили регионы. Окончательного решения комиссия не приняла, но большинство экспертов считают вероятность введения запрета очень высокой. Вопрос скорее в деталях. Росалкогольрегулирование предложило установить запрет с 21 часа. Со стороны других ведомств — Минэкономразвития и Минпромторга — поступили предложения о запрете продажи с 22 и 23 часов соответственно. «На местах, как говорится, виднее. Но в целом... положительный эффект такой меры неоспорим», — цитирует вице-премьера Зубкова «Интерфакс». Очевидная цель готовящейся меры — уменьшить потребление алкоголя и связанные с ним проблемы. Директор Института демографии ГУ ВШЭ Анатолий Вишневский считает, что эту задачу надо решать иначе:

«Пьянство у нас серьезная проблема. Очень высокая смертность мужского населения — это, безусловно, следствие злоупотребления алкоголем. Для демографов в этом нет никакого сомнения. Есть страны, где средняя продолжительность жизни тоже около 60 лет, но там это обусловлено в основном высокой детской смертностью. У нас же гибнут именно взрослые мужчины.

Но нужно принимать системные меры — нельзя просто взять какую-то одну. Это выглядит случайным всплеском и не приводит к желаемому результату. Среди комплекса мер, которые применяются в разных странах, — ограничение времени продажи алкоголя, ограничение места продажи и так далее. Все эти меры нужно изучить, обобщить и представить общественности. 

 

Еще один важный фактор — особенности российского потребления алкоголя. Часто называют цифру 18 л на душу населения. Откуда она взялась, неизвестно, но в любом случае важно не столько количество, сколько структура потребления. Есть страны, где пьют не меньше, но без таких тяжелых последствий. У нас северный тип потребления: редко, но большими дозами. Коньяк по рюмочке можно пить весь вечер, и ничего не будет, а если сразу два стакана водки выпить, эффект другой.

Для изменения структуры потребления используются разные методы: например, можно сделать так, чтобы водка была дорогая, а пиво дешевое. Надо сдвинуть население в сторону потребления вина и пива. Конечно, пиво вызывало критику с медицинских фронтов, заговорили про пивной алкоголизм, но я считаю, что пиво из двух зол меньшее. Хотя бы потому, что не дает таких летальных отравлений, как водка. Те смерти, которые обычно приписывают некачественному алкоголю, часто являются результатом просто передозировки вполне нормального алкоголя.

 

Меня вообще сильно настораживает система запретов — в нынешней России она всегда коррупционно емкая. Все уходит в подполье, и вы получаете то же самое, просто от других структур. С пьянством бороться нужно, но есть сомнение, что начинать надо было именно с этого запрета. Такое впечатление, что ищем под фонарем, а не там, где темно. Взяли первое, что попало под руку, и запретили.

А на самом деле нужна была бы широкая пропагандистская кампания. Не вздымаемая депутатами-популистами волна, а последовательная, продуманная обработка общественного мнения без сильных нажимов. Осада, а не штурм, который может кончиться пшиком.

В Европе вы видите пропаганду дорогого коньяка — это что? Алкогольная или антиалкогольная реклама? Меры нужно принимать в комплексе. Но у нас некому их разрабатывать, никто не изучает этот вопрос. Вот повысили акцизы на пиво — что за этим стоит, кто знает? Кто рассчитывал, кем обосновано именно такое повышение? Алкоголь — это враг народа номер 1, и к борьбе с ним нужно подходить продуманно».

 

Что говорит о различных методах борьбы с алкоголем мировой опыт? В 2006 году специалисты Нью-Йоркского медицинского колледжа провели исследование, которое, на первый взгляд, подтверждает предположение: чем строже законы, тем меньше пьянства. Проанализировав антиалкогольную политику 30 стран, ученые ранжировали их по строгости законодательства (от 0 до 100 баллов), а потом сравнили по уровню потребления алкоголя на душу населения. Зависимость, как можно было ожидать, получилась обратная — каждые 10 пунктов, добавленные к рейтингу строгости законодательства, дают снижение потребления чистого алкоголя на 1 литр в год. Ограничению продажи алкоголя по времени суток ученые присвоили 2,15 балла. Следуя логике исследования, эта мера могла бы снизить потребление алкоголя в России на 215 мл чистого спирта в год — примерно бутылка водки на человека. Но исследователи не скрывают, что некоторые страны выбиваются из выведенной ими зависимости. Например, Венгрия, где при достаточно строгих законах наблюдается весьма высокое потребление алкоголя — 11,6 л на человека в год. В чем дело? «Скорее всего, Венгрия является примером страны, где относительно строгие законы крайне плохо исполняются», — считают ученые. Россия в их исследование не попала.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+