Ольга Егорова, председатель Московского городского суда, продолжила в четверг волну разоблачений российской правоохранительной системы, начатую событиями вокруг смерти адвоката Сергея Магнитского и видеообращением майора Алексея Дымовского.
Рисуют «палки»
В 2009 году по фактам оскорбления милиционеров (ст. 318 и 319 УК РФ) в Москве было возбуждено свыше тысячи уголовных дел, сообщила Ольга Егорова на совещании, посвященном итогам деятельности московских судов в 2009 году. «Наша любимая милиция, она очень у нас изобретательная… Они решили повысить, наверное, показатели... Я не хочу сказать, что в милиции работают плохие люди, нет, большинство хорошие... но в семье не без урода. Сами работники милиции, для того чтобы составить себе «палки», рисуют эти 318-ю и 319-ю статьи об оскорблении милиционеров, в том числе нецензурной бранью, какие они у нас стали нежные...» — отметила Егорова, как передало РИА «Новости». По ее данным, в 2009 году по таким уголовным делам московские суды в 3% случаев приговорили обвиняемого к лишению свободы, а в остальных — назначили условный срок или штрафы. «Как мне сказали, штрафы эти платят сами сотрудники милиции», — заявила Егорова.
Еще один способ подправить милицейскую отчетность — сфабриковать дело по факту получения взятки. Егорова сообщила, что в прошлом году столичные судьи за дачу взятки осудили 600 человек, а за ее получение — лишь 125. «Здесь присутствуют сотрудники милиции, они, наверное, сразу поймут, как они «стараются» и какие направляют дела в районные суды», — заявила Егорова. Председатель Мосгорсуда говорит, что в 50% уголовных дел по фактам дачи и получения взяток фигурируют суммы от 500 до 5000 рублей. Она уточнила, что по этим делам в 70% случаев столичные суды назначили обвиняемым условное наказание. «За такие взятки, конечно, в тюрьму никто не посадит», — доложила собравшимся Егорова. Зато показатели раскрываемости заметно увеличиваются.
«Когда речь идет о пьянстве и хамстве, я сама выезжаю в суд»
Критикой «смежников» председатель Мосгорсуда, впрочем, не ограничилась. В прошлом году через специальную форму на сайте Мосгорсуда ей поступило 1716 жалоб. На что жалуются граждане? По словам Егоровой, на хамское поведение сотрудников суда, а также распитие ими алкогольных напитков на рабочем месте. В прошлом году в квалификационную коллегию судей Москвы поступило 98 000 обращений от граждан с просьбой принять дисциплинарные меры по отношению к судьям.
По словам Ольги Егоровой, обращение в квалификационную коллегию чаще всего связаны с приемом судьями населения, а также с волокитой при рассмотрении дел. Председатель Мосгорсуда отметила, что она проводит проверку по каждой жалобе и принимает меры. «А когда речь идет о пьянстве и хамстве, я сама выезжаю в суд, чтобы посмотреть, как там идет работа», — сказала Егорова. «Надо быть добрее к людям, если устали, надо написать заявление и уйти в отставку, но не надо издеваться над людьми», — подчеркнула председатель Мосгорсуда.
«Сами, что ли, обкололись?»
Впрочем, есть и другие претензии к работе московских судей. Они нередко выносят приговоры и постановления с грамматическими, орфографическими и стилистическими ошибками, заявила, как передает РИА «Новости», Ольга Егорова на совещании. По ее словам, во многих судебных решениях встречаются многочисленные исправления, опечатки, помарки, а также ошибки. «Я вам напоминаю, что с 1 июля этого года все ваши «произведения» будут публиковаться в интернете и все граждане вашу работу увидят», — сказала Егорова.
Она рассказала, что один из судей Останкинского суда столицы, вынося оправдательный приговор по делу о незаконном обороте наркотиков, в установочной части написал, что «вина нашла свое подтверждение». Кроме того, в этом приговоре фамилия фигуранта дела была написана то в женском, то в мужском роде. «Я читаю [приговор] и не понимаю, что он [судья] имел в виду. В каком состоянии вы были? Сами, что ли, обкололись?» — возмутилась Егорова.
Она отметила, что за подобные ошибки в приговоре может последовать дисциплинарное взыскание вплоть до досрочного прекращения полномочий. Егорова также привела в пример судью, у которого за два года отменили 200 приговоров. «Это единственный такой судья в Москве», — сказала Егорова. По ее словам, в приговорах этого судьи содержались многочисленные ошибки, из-за которых кассационная инстанция была вынуждена их отменять. Как отметила Егорова, при проверке выяснилось, что за судью приговоры писали сотрудники суда, а он лишь ставил свою подпись. В отношении этого судьи скоро будет принято дисциплинарное решение, сообщила Егорова.