Вице-премьер для подражания
Самая страшная сцена уходящего года, вспоминают сотрудники Белого дома, разыгралась вдали от телекамер — хотя и была связана с нашумевшей историей с Пикалево. Накануне совещания с участием Владимира Путина вице-премьер Игорь Сечин собрал у себя все заинтересованные стороны конфликта. Не приехал на совещание только Олег Дерипаска. Вместо себя он прислал человека, который, запинаясь, начал оправдываться: «Олег Владимирович сказал, что отпросился у вас, Игорь Иванович». Повисла гробовая тишина, и Сечин тихим голосом сказал: «Передайте ему, что так делать нельзя». «Он никогда не кричит, но от этого страшно так, что лучше бы кричал», — делится сотрудник аппарата правительства.
Пикалевская история закончилась так эффектно именно благодаря Сечину, уверяют в Белом доме. Звонкий скандал и стопроцентный результат — его фирменный стиль. Владимир Путин потому и кричал на том совещании Олегу Дерипаске: «Ручку верните!» — что знал о прогуле совещания у Сечина накануне.
Выполняя все самые важные и сложные поручения премьера, в минувшем году Игорь Сечин стал фигурой номер один в правительстве — конечно, после Путина, уверяют источники Newsweek. Если еще год назад его называли серым кардиналом, то теперь он уже главный менеджер страны и расширяет сферы своего влияния. В нефтянке ключевые решения без него не принимаются уже лет пять. В этом году его силу ощутили производители электроэнергии. Но главным признаком усиления Сечина стал тот факт, что он решился бросить вызов «Газпрому».
Начальник «Газпрома»
Летом 2009 года сотрудники «Газпрома» и Минэнерго вдруг начали обсуждать слух о возможной отставке председателя правления газовой корпорации Алексея Миллера. Отставка так и не состоялась, зато стало ясно, что у Миллера обострились отношения с Сечиным. По должности вице-премьер по промышленности и энергетике вроде как курирует «Газпром», однако Миллер вовсе не собирался ему подчиняться. Свои проблемы он всегда решал напрямую с Путиным и уровнем ниже опускаться не собирался.
Игорь Сечин, про которого все говорят, что он очень опытный аппаратный игрок, начал с этим бороться. Зная, насколько важны для Путина зарубежные проекты «Газпрома», Сечин стал лично вести все ключевые переговоры и отдавать распоряжения непосредственным подчиненным Миллера — зампреду правления Александру Медведеву и начальнику внешнеэкономического департамента Станиславу Цыганкову. С топ-менеджерами «Газпрома», говорят в Белом доме, он нашел общий язык. При этом стал публично жаловаться, что Миллер ленив и неэффективен. Так, во время последнего визита в Китай он при журналистах сетовал, что уже согласованные им, Сечиным, договоренности по газу не могут быть подписаны, потому что Миллер спит до двух часов дня, а пока он не проснется, ничего подписать невозможно.
Добиться отставки Миллера Сечину не под силу — у того личные отношения с Путиным. Но влияние Миллера сильно пошатнулось. «Раньше, если приходили из «Газпрома», то все понимали, что их слово решающее, — говорит источник Newsweek в правительстве. — Теперь это не так». В октябре компания «Интер РАО ЕЭС» (Сечин возглавляет совет директоров) объявила, что ее основной энергоактив, ОГК-1, отныне будет покупать газ не у «Газпрома», а у компании «Новатэк». «Газпром» поначалу возмутился, но потом покорно отступил — не только не стал штрафовать «Интер РАО» за нарушение контракта, но и гарантировал «Новатэку» доступ в свою трубу.
В ноябре уже сам Владимир Путин продемонстрировал «Газпрому», что Сечина нужно слушаться. Премьер приехал в Нижнекамск, чтобы обсудить проблемы компании «Казаньоргсинтез». Она давно спорит с подконтрольным «Газпрому» «Сибуром» из-за цены этана, сырья для производства полимеров. «Газпром» грозил прекратить поставки на «Казаньоргсинтез», если не будут приняты его условия. Путин принудил компании к компромиссу, а контроль над его соблюдением возложил на Сечина, который, по данным Newsweek, и был его автором.
Подводя итоги года на недавней встрече с президентом Медведевым, Игорь Сечин не упустил возможности подчеркнуть, что эффективны только те отрасли, которыми он руководит лично, а в остальных провал. План доходов от сырьевого экспорта, говорил он, перевыполнен на 31%, но только за счет нефтянки (особенно постарались «Роснефть» и «Сургутнефтегаз»). А вот газовый экспорт снизился на 10%: «Здесь мы несем наибольшие потери, и нам надо проводить усиленную работу по сохранению наших рынков», — говорил Сечин.
В новом году борьба продолжится. «Газпром» проиграет уже всерьез, если правительство заставит его впустить в свою трубу независимых производителей газа. Эта давняя идея, которую сегодня лоббирует и Сечин, пока не находит поддержки у премьера, но уже не выглядит такой фантастической, как год назад. В начале октября Путин после долгого перерыва заговорил об излишней монополизации в газовой отрасли. Впрочем, если вдруг руководство «Газпрома» сменится, Сечин, вероятно, перестанет бороться с монопольным положением «Газпрома» на внутреннем рынке. Правда, контракт Алексея Миллера истекает только в 2011 году.
Консолидатор энергетики
Зато в электроэнергетике 2009 год оказался для Игоря Сечина триумфальным. Совет директоров «Интер РАО», крупнейшей энергетической компании, оставшейся после расформирования РАО ЕЭС, он возглавил еще в 2008 году. Скоро стало ясно, что эта компания станет центром новой консолидации в энергетике, и в нее будут вливаться бывшие активы РАО ЕЭС.
В марте 2009 года «Интер РАО» был передан в управление пакет ОГК-1, крупной генерирующей компании, которой до кризиса не успели найти инвестора. Потом «Интер РАО» начала выкупать активы, сосредоточенные в Федеральной сетевой компании, государственной монополии по транспортировке энергии. И стала вторым после «Газпрома» игроком на энергетическом рынке.
Расследование аварии на Саяно-Шушенской ГЭС тоже оказалось на руку Сечину. Вице-премьер возглавил комиссию по ликвидации последствий, и она пришла к выводу, что главные виновники — Анатолий Чубайс и его команда. В результате из состава комиссии был выведен близкий к Чубайсу замминистра энергетики Вячеслав Синюгин. Затем на место и. о. главы «РусГидро» Василия Зубакина был назначен сработавшийся с Сечиным руководитель «Интер РАО» Евгений Дод.
В аппарате правительства рассказывают, что расставался с опальными чиновниками Сечин ласково и по-отечески - увольняемый Василий Зубакин даже прослезился от умиления. «Ничто человеческое ему не чуждо, - так характеризует Сечина один из его подчиненных. - У него великолепное чувство юмора, он любит искусство, музыку».
Чувство юмора Сечина действительно знакомо журналистам, хотя далеко не все понимают его шутки. К примеру, вице-премьер очень любит фразу: «Да у вас руки по локоть в крови!» Смысл в нее он вкладывает такой же, как другие люди в выражение «Побойтесь бога!».
Неспящий дипломат
Первые шаги на международной арене Игорь Сечин сделал еще в 2008 году, когда его назначили ответственным за латиноамериканское направление в российской внешней политике. В правительстве до сих пор восторгаются этим удивительным менеджерским решением — кто еще, кроме Сечина, мог так качественно и с таким энтузиазмом наладить отношения с Уго Чавесом, Раулем Кастро и Даниэлем Ортегой.
В уходящем году Сечин стал кем-то вроде альтернативного министра иностранных дел, причем более весомым, чем настоящий глава МИДа. Это он, утверждают дипломаты, самостоятельно организовал признание Венесуэлой независимости Абхазии и Южной Осетии. Но еще важнее, что он закрепил за собой статус главного переговорщика от России по энергетическим вопросам.
В начале года во время газовой войны с Украиной Сечин играл роль начальника штаба трубопроводных войск — именно в его кабинете готовились важные заявления, с которыми потом выступал Путин. Затем успехи Евросоюза в продвижении проекта трубопровода Nabucco вынудили Владимира Путина бросить Сечина и на это направление — вести переговоры с Турцией и Италией о судьбе «Южного потока».
О проделанной работе в Белом доме вспоминают с ужасом. Сечин не раз глубоко за полночь вызывал на совещания руководителей нефтяных компаний, «Газпрома» и Минэнерго. Переговоры в Турции были такими напряженными, что, пока они шли, у российского посла случился инсульт, вспоминает источник в МИДе. Турецкий министр энергетики отказывался подписывать какие-либо документы, не посоветовавшись с премьером Эрдоганом. На это Сечин отвечал, что не полетит в Москву, а будет ждать в отеле и не ляжет спать, пока тот не даст положительного ответа.
Про работоспособность Сечина в Белом доме тоже рассказывают легенды. Он может сразу после десятичасового трансатлантического перелета в Венесуэлу поехать на встречу с Чавесом. И даже больше — выслушать четырехчасовую речь венесуэльского президента и не уснуть. В аппарате Белого дома рассказывают, что Сечин почти никогда не сидит — только на совещаниях. В своем кабинете он обычно работает стоя.
Ревнивый аппаратчик
Главным ресурсом власти Игоря Сечина, утверждают источники в Кремле и Белом доме, являются его личные отношения с Путиным. Он всегда ценил каждую секунду, проведенную рядом с шефом, рассказывает собеседник Newsweek. Так, будучи заместителем главы администрации, он каждое утро встречал Путина у дверей и провожал его до кабинета. По дороге он рассказывал президенту о том, о чем считал нужным, и получал указания. Переехав в Белый дом, он не стал менее внимателен — например, старается провожать и встречать премьера, когда тот уезжает в командировки.
Еще в 2000 году в книге «От первого лица» Путин отзывался о Сечине довольно сухо. Рассказывал, например, как тот просился взять его с собой из Санкт-Петербурга в Москву. «И я его взял», — так заканчивал историю Путин. Но теперь, говорят в Белом доме, все изменилось. «ВВ считает, что он лично обязан Сечину за «дело ЮКОСа». Игорь Иванович спас его от потери личной власти», — делится правительственный чиновник.
Источники Newsweek рассказывают, что, когда Путин переезжал из Кремля в Белый дом, Сечин приложил немало усилий, чтобы возглавить аппарат правительства — в этой должности он был бы ближе к Путину, — но не смог этого добиться. Есть даже версия, что ему помешал Дмитрий Медведев. Тогда под него была придумана должность вице-премьера по промышленности и энергетике. Он сумел освоиться в новой должности так, чтобы не отдалиться от Путина, хотя теперь ему приходится записываться на прием через канцелярию премьера.
Чувство ревности между Сечиным и другими «вице» довольно сильно, говорят правительственные чиновники. Особенно ревнует он своего полного тезку — Игоря Ивановича Шувалова. «Шувалов, может быть, видится с Путиным и чаще других вице-премьеров, — полагает источник в аппарате, — но по личной близости Сечин — первый».
Взаимную ревность Сечина и Шувалова хорошо иллюстрирует старый анекдот, который любят вспоминать в Белом доме. «Однажды Путин снял телефонную трубку и попросил телефониста соединить его с Игорем Ивановичем. «Шуваловым?» — спросил тот. «Нет, с настоящим», - ответил Путин, имея в виду Сечина». С тех пор за Сечиным в аппарате правительства закрепилось прозвище Настоящий.
Игорь Сечин демонстрирует показательную лояльность Медведеву. «Все поручения президента исполняет на сто процентов, — рассказывает источник, близкий к Кремлю. — Всегда стоит навытяжку». Известно, что в президентском самолете, где во время долгих перелетов чиновники обычно переодеваются в джинсы, он один остается в костюме. Точно так же он ведет себя с Путиным.
В подготовке статьи участвовали Надежда Иваницкая, Юлия Таратута и Игорь Иванов.