Такого массового увольнения в Федеральной службе исполнения наказаний (Ф)СИН, кажется, еще не было. В один момент служба осталась практически без начальства на местах. В пятницу на сайте Кремля был размещен указ Дмитрия Медведева от 4 декабря: уволены начальники управлений Федеральной службы исполнения наказаний 12 регионов. А всего было уволено 20 высокопоставленных сотрудников ФСИН. Своих мест лишились главы управлений ФСИН Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Забайкальского края, Тульской, Тюменской, Вологодской, Воронежской областей, республик Якутии, Коми и Татарстана. Также уволены восемь федеральных начальников ФСИН, отвечающих за конкретные направления.
Представители ФСИН говорят, что указ напрямую не связан со смертью Сергей Магнитского. Действительно, связать со смертью Магнитского можно, пожалуй, только увольнение главы Бутырской тюрьмы Дмитрия Комнова и главы управления ФСИН по Москве Владимира Давыдова. Многие были уверены, что ими дело и ограничится. Комнов явно избрал неправильную линию поведения, когда к нему в Бутырку пришли с проверкой представители Общественной палаты. С медперсоналом с глазу на глаз поговорить было невозможно, а сам руководитель тюрьмы заявил, что Сергей Магнитский на здоровье не жаловался. Конечно, нетрудно было узнать, что это неправда. Все заявления Магнитского с описанием своего здоровья имелись у адвокатов.
Глава ФСИН Александр Реймер в интервью «Эху Москвы» довольно скупо описывает вину Комнова. «По нашему заключению, до того как Магнитский был переведен в Бутырку, никаких вопросов не было. Во втором следственном изоляторе — это Бутырка — имели место случаи, когда он находился в камерах, где площадь не соответствовала [нормам], была менее 4 м».
Официально ФСИН сообщает, что в работе уволенных чиновников проверка выявила системные нарушения, связанные с обеспечением медицинской помощи. Лишились работы начальники управления охраны, управления конвоирования и перевозок, медицинского управления, а также кадровики — начальник управления по работе с личным составом и управления кадров и профобразования. Пострадали и те, кто с обеспечением режима в местах лишения свободы никак не связан. Например, начальник управления исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, Федор Ручкин, глава оперативно-технических и поисковых мероприятий Игорь Бачурин, начальник управления инженерно-технического обеспечения Дмитрий Бородулин.
Скорее всего, большинство увольнений были задуманы задолго до смерти Магнитского. Александр Реймер возглавил Федеральную службу исполнения наказаний этим летом, в системе ФСИН он до этого никогда не работал. Вскоре после назначения Реймер заявил о масштабной реформе, в результате которой исправительных колоний не останется вовсе, а осужденные будут попадать либо в тюрьмы, либо в колонии-поселения. Теперь Реймер наберет лояльную команду, с которой сможет проводить реформу в жизнь.