В пятницу московское правительство презентовало проект Четвертого транспортного кольца. Оно повторяет главный недостаток Третьего
Маршрут, по которому пройдет Четвертое транспортное кольцо, представили журналистам вице-мэр, руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин и главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. До конца года московские чиновники обещают завершить сооружение боковых проездов на первом участке Четвертого транспортного кольца от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе.
Больше половины нового 74-километрового кольца должно пройти по эстакадам. По длине эстакады Четвертого кольца превышают все Третье кольцо. Магистраль будет иметь по четыре полосы в каждом направлении и поражает воображение объемом инвестиций. Проектная стоимость одного километра первой очереди кольца (около $500 млн) существенно превышает затраты на сооружение одного километра адронного коллайдера ($370 млн). Чиновники, впрочем, уточняют, что 61% всех затрат на первый участок (чуть больше 66 млрд рублей) пойдет на перенос инженерных сетей, трамвайных путей и троллейбусных линий, вывод промпредприятий, снос гаражей и выплату компенсаций. Если так, одна полоса кольца обойдется дешевле многих аналогичных городских трасс в развитых странах.
Проблема мегапроекта московской мэрии в другом. Владимир Ресин утверждает, что без Четвертого кольца «невозможно будет нормальное развитие [города] и комфортное существование». Другими словами, кольцо должно решить хотя бы часть транспортных проблем столицы. То же самое говорило московское начальство, начиная предыдущий проект — Третье транспортное кольцо. Однако уменьшить длину «хвостов» на дорогах оно не смогло.
Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, считает, что проблема московских пробок не фатальна, однако ее решение даже не внесено в городские планы. Блинкин предлагает посмотреть на другие мегаполисы — города Западной Европы, Токио, Сингапур. Все они построены по так называемой двухконтурной системе. Первый контур — городские улицы с медленным движением, непосредственно примыкающие к жилым домам. Второй, скоростной, отделен от застройки, проходит по тоннелям и эстакадам. Этот контур построен по хордам: он не проходит через центр и не закольцован. Такие хайвеи должны выбрасывать трафик из города. В Москве же, говорит Блинкин, «я съезжаю с хайвея Третьего кольца на Волгоградку, а она стоит, и такие заторы сплошь и рядом». «Такая состыковка хайвея с обычной улицей никогда хорошо не получится, — объясняет он. — Это типичный дефект, который закладывают планировщики города».
Можно спорить о том, насколько хорошо сделаны съезды и развязки транспортных колец, но пока со скоростных трасс поток машин может попасть только на улицы с жилыми домами, а не на магистрали, по которым можно без светофоров выехать из города, пробки будут только расти.