Перед руководителем Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым поставили нелегкую задачу: за несколько лет он должен выявить все избыточные функции министерств и ведомств. С тем чтобы потом все эти функции ликвидировать или передать кому-то одному. Пять лет назад точно такую же работу уже проводили. Но с тех пор новые ведомства успели разрастись настолько, что Артемьеву придется все начинать с нуля. «На мой взгляд, у нас в стране это нужно делать раз в 3-4 года», — признался Артемьев Forbes.
Предыдущую попытку анализа функций органов власти предприняла в 2003-2004 годах правительственная комиссия под руководством тогдашнего вице-премьера Бориса Алешина. «Под второй срок Путина планировалось серьезное изменение структуры органов власти, для этого нужно было инвентаризировать функции, устранить дублирование», — рассказывает Антон Данилов-Данильян, возглавлявший рабочую группу по анализу государственных функций в сфере промышленности и науки.
Процесс шел непросто: думать о сокращении функций назначили тех, кто эти функции исполнял. В группу Данилова-Данильяна входили сотрудники профильных ведомств, которые отстаивали свои полномочия, и представители общественных объединений, рассказывавшие, что за благими намерениями чиновников зачастую стоят коррупционно емкие бюрократические проволочки. «Мы перебирали функции, мнения, пытались понять, почему именно это ведомство должно их исполнять, — вспоминает Данилов-Данильян. — На некоторые функции претендовало 20 органов». Только его рабочая группа решила устранить порядка 300 функций.
Всего комиссия проанализировала тогда 5634 функции, признав 1468 из них избыточными, 263 — дублирующими и 868 — требующими изменения. По итогам анализа было решено ликвидировать 18 983 учреждений и 6478 госпредприятий, реорганизовать или приватизировать более трети ведомств и половину компаний.
Но на деле полностью упразднили только Государственную хлебную инспекцию, которая занималась примерно тем же, чем Роспотребнадзор, но только на рынке хлеба, говорит Данилов-Данильян. После смены правительства и создания федеральных агентств число государственных органов только увеличилось. «Убрали некоторые функции, но многие ведомства продолжают их исполнять, потому что не все нормативные акты были упразднены», — сетует он.
Проведенная по итогам ревизии административная реформа результатов не дала. По данным опроса ВЦИОМа, в 2005 году предприниматели тратили на преодоление административных барьеров 8,5% выручки. Реформаторы предполагали снизить эти издержки до 3% к 2008 году, но в 2006-м показатель возрос до 9,6%, и больше таких опросов не проводилось.
Еще Алешин подметил, что государство выдает около 70 000 видов лицензий, и предложил заменить их на независимый аудит и членство в саморегулируемых организациях. Одними из первых в очереди на упразднение лицензий были строители — но этого не произошло до сих пор.
Игорю Артемьеву теперь надо все начинать сначала. «Что было сделано [предыдущим составом комиссии] — хорошо, но за несколько лет работы разрослись ведомства — закон Паркинсона никто не отменял», — говорит он. Под его руководством правительственная комиссия снова проанализирует законы и постановления правительства, которые так или иначе могли расширять функции органов власти. Окончательное решение по упразднению лишних полномочий будет принимать премьер-министр.
Первыми в сфере внимания главы ФАС окажутся органы, занимающиеся регулированием в области сельского хозяйства — в частности, Минсельхоз. Затем придет черед чиновников от образования. По словам Артемьева, для анализа деятельности ведомств в каждой отрасли потребуется около двух лет. «Не надо ждать быстрых результатов — это кропотливая, тяжелая работа», — предупреждает он. Но пока Артемьев будет сокращать, ведомства продолжат расширение своих функций. Кто кого перегонит?