Налоговики хотят лишить Москву не менее 15% доходов
Вчера руководитель Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мокрецов предложил разделить поступления от налога на прибыль крупных федеральных компаний между регионами, где они работают. Сейчас большая часть этих поступлений достается Москве: компании в основном имеют головные офисы в столице и здесь же состоят на налоговом учете. Forbes подсчитал, чего может лишиться Москва, если предложение ФНС будет воплощено в жизнь.
«По мнению нашей службы, прибыль должна оставаться там, где находятся производственные мощности», — заявил Мокрецов. Его слова дают надежду многим депрессивным регионам, но угрожают процветающей Москве.
В прошлом году крупнейшие федеральные налогоплательщики пополнили московский бюджет на 324 млрд рублей. Это чуть больше четверти его доходной части, составляющей 1291 млрд руб. И в несколько раз превышает дефицит московского бюджета, который в прошлом году составил примерно 90 млрд руб.
Среди таких налогоплательщиков есть компании, которые работают преимущественно в Москве и платежи которых не уйдут в бюджеты других регионов: многие банки, продуктовые ритейлеры, продавцы автомобилей. Но даже переход в другие регионы добывающих компаний существенно сократит доходы Москвы. Распределение налога на прибыль между федеральным и местным бюджетами компании в своей отчетности не указывают, но у большинства на местный бюджет приходится примерно 65%. Таким образом, «Газпром», по оценке Forbes, мог заплатить Москве в 2008 году около 170 млрд рублей, «Роснефть» — около 30 млрд рублей, а в сумме эти две компании обеспечили 15% доходной части бюджета столицы.
Крупные добывающие компании платят большую часть налога на прибыль по месту официальной прописки головных офисов — в Москве и Петербурге. А регионы, где находятся их предприятия и месторождения, довольствуются лишь отчислениями от доходов их сотрудников (НДФЛ). Например, по данным Федерального казначейства, в богатом нефтью Ненецком автономном округе добывающие компании практически не платят налог на прибыль, основная часть доходов — налоги на доходы физических лиц. Если до кризиса региональные власти терпели молча, то теперь они стали требовать справедливости.
Еще летом губернатор Челябинской области Петр Сумин заявил, что Магнитогорский металлургический комбинат должен платить налоги не в Москве, а в родном Магнитогорске. Предприниматели в принципе не имеют ничего против того, чтобы помогать «малой родине»: Михаил Прохоров, как известно, даже сменил место прописки с Москвы на поселок Еруда Красноярского края, чтобы, как он утверждает, именно там заплатить налоги с нескольких крупных сделок. И все же большинству крупных федеральных налогоплательщиков гораздо удобнее иметь московскую или петербургскую прописку и платить налоги в одной из девяти межрегиональных налоговых инспекций в этих городах, специально созданных для обслуживания таких компаний.
Некоторые крупные города заметно обеднели после того, как их главные предприятия приобрели компании, прописанные в столице. Например, Омск активно рос за счет налоговых поступлений от принадлежавшего «Сибнефти» Омского НПЗ. Но купивший компанию «Газпром» перевел ее на налоговый учет в Петербург, и процветание Омска закончилось. Если инициатива превратится в закон, уже Москве придется искать средства для пополнения бюджета.