К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Евроовощам в России не место

Евроовощам в России не место
От запрета на ввоз овощей из Европы российский бизнес только проиграет

Кишечная палочка EНEC грозит европейским производителям серьезными убытками. В четверг Роспотребнадзор полностью запретил ввоз овощей из всех стран Евросоюза. «При выявлении в торговых сетях свежих овощей, съедобных корнеплодов и клубнеплодов, произведенных в странах ЕС, они будут изыматься из оборота», — заявил Геннадий Онищенко. Случаи кишечной инфекции были зарегистрированы в Германии, Австрии, Дании, Нидерландах, Норвегии, Испании, Швеции, Швейцарии и Великобритании. Больше всего заболевших в Германии, по последним данным журнала Spiegel — 2000 человек, из которых 17 умерли. «Призываю отказаться от употребления импортных овощей в пользу отечественного производителя», — сказал Онищенко. Однако отечественный производитель от запрета вряд ли выиграет.

По мнению Виктора Семенова, основателя группы компаний «Белая дача», восполнить дефицит овощей из Европы в короткие сроки российским производителям окажется непросто. Поставки уже распланированы, а для того, чтобы увеличить объем производства, например, тепличной продукции, требуется несколько месяцев. Поэтому, скорее всего, дефицит будет восполняться за счет импорта из Турции, Египта и Ирана, считает Семенов. Российские производители могут слегка выиграть от санкций на овощи из Евросоюза в краткосрочной перспективе, но в долгосрочном плане они только проиграют, уверен он. «Когда страдает одно звено цепочки: ритейлеры, переработчики или пищевая индустрия, — в результате страдает вся цепочка, — говорит он. — Такие резкие движения на рынке плохо отражаются на инвестиционном климате».

По данным Федеральной таможенной службы, объем закупок овощей из стран Евросоюза составил в прошлом году $727,6 млн. Еврокомиссия оценивает общий годовой объем импорта овощей и фруктов в Россию в €3-4 млрд. По оценкам Виктора Семенова, доля импорта овощей из Евросоюза в среднем составляет в России от 12% до 20% в зависимости от сезона. На Московском рынке доля европейских овощей намного выше и может доходить до 30-40%. При этом из Европы импортируются не только овощи высокой ценовой категории, но и самые простые сорта. «На некоторые овощи, традиционно производимые в России, например морковь, капусту и свеклу, до сих пор существует дефицит после прошлогодней засухи», — говорит Семенов. В основном он покрывался за счет импорта из Польши, и сейчас в этом сегменте могут возникнуть проблемы.

 

Сложностей с поставками «грязных овощей» ожидает и Вячеслав Бараских, коммерческий директор компании «Джей Фреш», занимающейся импортом овощей и фруктов (годовой оборот $200-250 млн). «Новый урожай в России еще не начался, а организовывать поставки из других стран вряд ли получится быстро из-за сложной логистики», — говорит он. По его мнению, если ситуация не изменится в течение 3-5 дней, то цены на морковь, картофель и лук могут существенно вырасти. Из Евросоюза «Джей Фреш» импортирует 100% своих томатов, более 50% огурцов и 50% лука. Но непосредственных убытков компания не понесла. «Мы еще в понедельник получили информацию о возможном запрете и решили отменить все поставки овощей из Европы», — говорит Бараских. Заменять европейские помидоры турецкими «Джей Фреш» пока не будет.

От запрета на импорт пострадают в первую очередь ритейлеры. В премиум-сегменте доля овощей из Европы традиционно высока. «Запрет на ввоз из ЕС может создать дефицит. Без поставок из Нидерландов и Бельгии требуемые объемы сложно компенсировать», — говорит представитель сети «Седьмой континент» Влада Баранова. В первую очередь речь идет о «сезонных» овощах: помидорах, баклажанах и перце.

 

В супермаркетах «Азбука вкуса» доля овощей из Евросоюза в продажах составляет 40%, или 250 млн рублей в год. Из Голландии импортируются морковь, перец и кабачки, из Франции — помидоры. «Мы потеряем в широте ассортимента, однако полностью незаменимых позиций нет», — говорит пресс-секретарь компании Игорь Ядрошников. Голландский перец «Азбука вкуса» собирается заменять продукцией из Турции и Египта, томаты будут импортировать из Азербайджана, морковь планируют закупать в России. «Азбука вкуса» уже начала изымать с полок овощи из ЕС, так же поступает Metro Cash & Carry. «Мы сняли с продажи все свежие овощи из ЕС и запросили у своих поставщиков гарантийные письма, чтобы удостовериться, что у них нет запрещенного продукта ни в сырье, ни в чистом виде», — сообщила представитель компании Оксана Токарева агентству «Интерфакс».

Еврокомиссия уже назвала введение запрета на импорт «несоразмерным». В среду в самом ЕС было отменено предостережение от покупки испанских огурцов, после того как проведенные в Германии и Испании тесты не обнаружили в них бактерий, вызывающих кишечную инфекцию. Однако продажи свежих овощей упали и без запретов. В одной только Германии, по данным Федеральной ассоциации производителей овощей и фруктов, оборот производителей упал на €4 млн в день.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+