В 2003 году был принят закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и сразу же в Подмосковье началась массовая скупка крестьянских земельных паев. В результате новым собственникам отошло около 90% бывших совхозов области с землями общей площадью более 800 000 га. Это пятая часть территории Подмосковья. В Волоколамском районе уже к весне 2005 года все сельскохозяйственные земли перешли к московским банкирам. В интервью Forbes глава района Вячеслав Карабанов рассказывает, как происходила «большая скупка», чем сейчас занимаются москвичи на волоколамской земле, что получила и продолжает получать от них местная администрация.
— Когда вы узнали, что идет массовая скупка земли в районе?
— Все происходило стихийно, администрацию в известность не ставили. Приезжали какие-то люди и напрямую у пайщиков выкупали земельные паи по 5000-7000 рублей за пай площаью от 3 до 5 га. В 2003 году это уже стало очевидным явлением. Пришлось обращаться через СМИ, советовать людям, чтобы не спешили с продажей паев.
— Вы были противником скупки?
— Для меня самого ситуация была непонятной. Человек в системе я был новый, всего год отработавший главой района. А тут начали такие интересные вещи происходить. Что-то было не так — единственное, что я понимал. Скупкой занималось очень много фирм, что могло привести к катастрофе. Я решил процесс отрегулировать. Пытался общаться с собственниками, с их представителями, которые работали в районе с землей, чтобы понять их намерения. Через знакомых узнавал, кто из них добросовестный, а кто скупает исключительно в спекулятивных целях. В итоге, когда информации стало достаточно, я их всех собрал и объяснил, кто останется в районе, а кто нет. Так у нас осталось четыре собственника («Корпорация «Знак» Николая Цветкова из «Уралсиба»; банк «Визави», ныне «Банк Развитие-Столица»; Центр Русич Банк и банк «Кредит-Москва». — Forbes). И жизнь показала, что это был оптимальный вариант. Новые собственники погасили долги предприятий, стали поддерживать производство, выплачивать зарплату. Сейчас это стабильные хозяйства.
— Почему вы решили, что именно эти четыре компании будут полезны району? Ведь и они скупали паи для перепродажи.
— Интуитивно. Я с ними встречался, разговаривал. С тем же Рустемом Терегуловым из банка «Визави» (сейчас крупнейший собственник земли в районе. — Forbes) много общались. Он сказал, что будет заниматься сельским хозяйством. Я ему поверил и не ошибся. Он из хозяйств собрал аграрный холдинг, который сейчас нормально развивается. В финансовой помощи району он тоже не отказывает. Агрохолдинг спонсирует многие мероприятия — и районные, и в поселениях.
— Когда закончилась скупка земель, много обиженных осталось в районе?
— Конечно. Законодательство было построено таким образом, что хозяйства, раздав паи работникам, сами имели право и возможность управления этой землей. То есть право предоставлялось и собственникам паев, и руководителям хозяйств. Покупатели, собрав 51% паев, на этом скупку прекращали. Те, кто придержал свой пай, надеясь позже продать его дороже, в итоге остались ни с чем. Но надо отметить, серьезных земельных конфликтов в районе не было. Паи покупали и за 25 000 рублей, а бывало, что и за 125 000, тогда как в соседних районах платили гораздо меньше, по 5000-7000 рублей. Я уже говорил, что мы пытались объяснить людям, чтобы они не спешили продавать землю. Увы, не помогло. Пайщики начали массово «сдавать» свою землю. Кто-то на вырученные деньги запил-загулял, а утром протрезвел — ни пая, ни денег. Администрация района ошибок не допустила, я считаю. Нам хотя бы удалось отсечь обычных перекупщиков — таких, как компания «Атон», например. Пару своих совхозов она перепродала «Визави» и ушла из района.
А ведь могло сложиться так, что одно хозяйство купили бы несколько собственников, по сути раздробив его. Что тогда творилось бы на этих землях, даже представить сложно. Пока бы собственники договорились, скот бы умер, люди бы разбежались.
— Что новые собственники стали делать с огромными земельными массивами?
— «Банк Развитие-Столица» достаточно серьезно работает в сельском хозяйстве. Поголовье в агрохолдинге увеличивается, надои по району самые большие. Предприятие работает с прибылью. В этом году строят современную ферму на полторы тысячи голов, инвестиции составят 400 млн рублей. Корпорация «Знак» тоже занимается животноводством, собирается еще и экотуризм развивать.
Земли, правда, в районе простаивает много: около 60% земель сельхозназначения не используется.
— Если земля не используется по назначению, то, по законодательству, она изымается государством. Не попадают ваши новые собственники под статью об изъятии?
— Они в какой-то степени понимают этот риск и стараются вводить простаивающую землю в оборот.
— Трудно представить, что московские банкиры, тот же Рустем Терегулов из «Развитие-Столица», всерьез увлеклись аграрной темой.
— Думаю, другого выхода у него не было. Если землю купил, надо ею заниматься. Кроме того, он на своей земле строит уникальное для России сооружение — автодром класса «Формула-1». Человек реализовал свою мечту и придаст мощный импульс развитию туризма в районе. Ведь на автогонки будут приезжать сотни тысяч человек, гарантированно будут приезжать около 10 000 иностранцев. Рядом с автодромом уже другие предприниматели собираются строить коттеджные поселки. Автодром, таким образом, стал якорным объектом, вокруг которого генерируются новые инвестиционные проекты.
— Сколько человек сейчас занято в сельском хозяйстве района?
— Раньше в агропромышленном комплексе района работало 20 000 человек, сейчас в хозяйствах — около 2000. Многие ушли на пенсию, в сельском хозяйстве всегда было много возрастных работников.
Район, конечно же, аграрный, и менталитет жителей, соответственно, сельский. Они переживают и с горечью смотрят на заросшие поля. Заросшие поля оптимизма ни людям, ни власти не прибавляют.
— Если бы не новые собственники, что было бы с сельским хозяйством района?
— Оно бы рухнуло! На момент начала скупки земли все хозяйства уже были банкротами — с огромными долгами и без надежд на помощь государства. Сейчас предприятия работают, люди зарплату получают. Власть с крупнейшими земельными собственниками района в постоянном контакте, обращаемся к ним и за благотворительной помощью. Так получилось, что они являются самыми состоятельными инвесторами района. Доплачивают пенсионерам, спонсируют массу мероприятий. Более того, «Корпорация «Знак» собирается доплатить людям, у которых когда-то покупала паи, чтобы обиженных на нее больше не было.