К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Какие пороки граждан выгоднее всего для государства

Какие пороки граждан выгоднее всего для государства
Активнее всего Россия борется с курением табака — и именно оно вышло в лидеры по доходности

В прошлом году российское государство заработало на продаже товаров, потребление которых наносит вред здоровью граждан, около 181 млрд рублей. Это в 1,5 раза больше, чем в 2006 году.

Какие из «пороков» населения приносят государству больше денег? До прошлого года самым доходным для бюджета было потребление россиянами водки. В 2009 году его обогнало курение табака — акцизные сборы с табачных изделий с 2006 года выросли более чем вдвое, притом что водочные доходы государства за это время выросли всего на 9%. А уже в этом году, похоже, в лидеры выйдет пиво. Приоритеты меняются.

Табак

Табак

В 2007 году Россия присоединилась к конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Среди прочего правительство взяло обязательство довести размер предупредительной надписи на пачке табака до 30% от ее размера и в течение 5 лет полностью запретить рекламу табачных изделий.

С тех пор продажи табака в России сократились на 10% в физическом выражении и выросли на 90% в денежном — со 100 млрд рублей до 190 млрд. Сборы акциза на табак за это время выросли в четыре раза.

Резюме? Население переключается на более дорогие виды табачных изделий. «Происходит гламуризация потребления табака, — говорит Дарья Халтурина, сопредседатель Российской антитабачной коалиции. — Табачные компании активно используют в рекламе женские образы. Стремятся воздействовать прежде всего на женскую аудиторию, ведь потребление табака мужчинами в России уже близко к уровню насыщения». Попытки властей бороться с распространением женского курения путем социальной рекламы, наглядно иллюстрирующей последствия потребления табака, пока безуспешны. Креатив рекламщиков табачных компаний явно сильнее.

С другой стороны, ответственные за регулирование отрасли чиновники, похоже, слишком сильно связаны с теми, с кем им приходится бороться. Например, в состав российской делегации, согласовывавшей с Всемирной организацией здравоохранения условия присоединения России к антитабачной конвенции, в качестве эксперта входил Леонид Синельников, председатель совета директоров «BAT—Ява».

Водка и другой крепкий алкоголь

Водка и другой крепкий алкоголь

Если верить статистике, объемы продаж в России водки, коньяка и других крепких алкогольных напитков из года в год сокращаются. Сокращаются и акцизные сборы. В 2009 году доходы государства от продажи водки впервые оказались меньше, чем доходы от продажи табачных изделий.

Впрочем, Вадим Дробиз, руководитель агентства «Цифрра», утверждает, что падение фиксируемых статистикой объемов реализации вовсе не означает сокращения потребления. Россияне вовсе не переходят на вино или пиво. Пиво в восприятии наших сограждан скорее относится к безалкогольным напиткам, усмехается Дробиз. А падение официальных цифр продаж — всего лишь свидетельство роста нелегального оборота. Ситуацию усугубило введение в прошлом году минимальный цены на бутылку водки — 140 рублей. Вся более дешевая продукция чуть ли не автоматически стала нелегальной.

Существует два вида контрафакта, говорит Дробиз. Первый — алкоголь, произведенный с соблюдением всех технологий на самых обычных предприятиях, за который не заплачен акциз и который потому является нелегальным. Второй — фальсифицированный алкоголь (изготовленный с нарушением технологии), находящийся в легальной продаже. Всего, по оценке Дробиза, нелегальные продажи водки в России составляют до 30% от легального оборота. Если так, то в 2009 году на продаже водки казна могла бы заработать дополнительные 30 млрд рублей.

Пиво

Пиво

Летом прошлого года Союз пивоваров России направил премьер-министру Владимиру Путину паническое письмо. Пивовары пророчили катастрофическое падение объемов производства — на 40-50%. Причина? Вводимые с начала 2010 года акцизы на пиво. Если в 2009 году с одного литра произведенного в России напитка пивовары платили 3,3 рубля, то после введения новых правил ставка акциза возросла до 9 рублей. Падение производства может лишить работы десятки тысяч сотрудников пивоваренных заводов, пугали отраслевые лоббисты.

Тем не менее акцизы на пиво все-таки были увеличены в три раза. Что произошло? По данным Вадима Дробиза, главы агентства «Цифрра», падение производства пива в России в январе-феврале составило 29% по сравнению с показателем прошлого года. При этом акцизов было собрано на 65% больше — 6,3 млрд рублей. Если так пойдет и дальше, то пиво может потеснить водку в качестве источника казенных доходов. Дробиз прогнозирует, что по итогам 2010 года сборы акциза на пиво могут достичь 65 млрд рублей.

Вино

Вино

Вино у российских властей на особом положении. Считается, что опережающий рост потребления этого напитка — верный способ улучшить ситуацию с уровнем алкоголизма в стране. О развитии отечественного виноделия, в отличие, скажем, от производства водки и в последнее время пивоварения, власть беспокоится. Принимает многочисленные меры поддержки. Среди них — периодическое снижение акциза. В 2009 году, например, сбор уменьшился по сравнению с 2008 годом на 13%.

Однако массовая культура потребления вина в постсоветской России так и не сложилась. Гражданин РФ в среднем выпивает 5,4 литра вина год. 25 лет назад этот показатель составлял около 19 литров. Для сравнения: во Франции подушевое потребление вина составляет 56 литров, среднеевропейский уровень — 26 литров.

Однако начиная с 1999 года по мере роста доходов все больше и больше граждан России хотели себя почувствовать немного французами. Если в 1998 году в России было продано 68,8 декалитров (ДАЛ) вина, то в 2008 — 128,9 млн ДАЛ. Кризис 2008-2009 года всего лишь приостановил рост потребления.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+