В 2007 году Россия присоединилась к конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Среди прочего правительство взяло обязательство довести размер предупредительной надписи на пачке табака до 30% от ее размера и в течение 5 лет полностью запретить рекламу табачных изделий.
С тех пор продажи табака в России сократились на 10% в физическом выражении и выросли на 90% в денежном — со 100 млрд рублей до 190 млрд. Сборы акциза на табак за это время выросли в четыре раза.
Резюме? Население переключается на более дорогие виды табачных изделий. «Происходит гламуризация потребления табака, — говорит Дарья Халтурина, сопредседатель Российской антитабачной коалиции. — Табачные компании активно используют в рекламе женские образы. Стремятся воздействовать прежде всего на женскую аудиторию, ведь потребление табака мужчинами в России уже близко к уровню насыщения». Попытки властей бороться с распространением женского курения путем социальной рекламы, наглядно иллюстрирующей последствия потребления табака, пока безуспешны. Креатив рекламщиков табачных компаний явно сильнее.
С другой стороны, ответственные за регулирование отрасли чиновники, похоже, слишком сильно связаны с теми, с кем им приходится бороться. Например, в состав российской делегации, согласовывавшей с Всемирной организацией здравоохранения условия присоединения России к антитабачной конвенции, в качестве эксперта входил Леонид Синельников, председатель совета директоров «BAT—Ява».