После жесткого требования премьер-министра Владимира Путина «разобраться» в конце прошлого года закон «О регулировании торговой деятельности» был принят. Борьба между лоббистами поставщиков и ритейлеров шла долго — впервые законопроект был представлен на суд бизнеса в 2007 году.
Поставщики продуктов питания хотели ограничить аппетиты торговых сетей, год от года повышающих размер бонусов и увеличивающих отсрочку платежа. Розничные сети сопротивлялись, указывая, что избыток госрегулирования помешает нормальному развитию отрасли. Правительство со своей стороны желало продемонстрировать населению, что оно борется с ростом цен.
Первого февраля закон вступил в силу. Сети и поставщики перезаключают договоры. Кто выиграл?
Одно из ключевых изменений — из всех бонусных платежей, которые раньше фиксировались в договорах о поставках между ритейлером и производителем и доходили порой до 30–40% от объема поставки, законным теперь является только ретробонус (премия за объем продаж). Его размер ограничили — не более 10%.
Как это работает на практике? Услуги, которые раньше учитывались в договоре на поставку продуктов, — промоакции новинок поставщика, скидка на первую поставку, ротация ассортимента и т. д. — теперь оформляются в виде отдельного маркетингового контракта. Важный нюанс: если раньше все скидки и бонусы включались в договор о поставке продуктов питания, облагаемый НДС по льготной ставке 10%, то отдельный договор на маркетинговые услуги будет облагаться НДС 18%, и заплатит разницу, разумеется, поставщик. «Объем бюджета на продвижение продукции увеличился с 2% до 10% от оборота», — говорит директор по маркетингу и стратегическому развитию компании «Ост-Аква» Александр Анфиногенов.
«Отношения перейдут теперь в серую зону», — предсказывает один из производителей. Что такой риск есть, подтверждает и недавно введенная в X5 Retail Group антикоррупционная мера — производителю, который докажет, что менеджер сети требовал от него каких-то вознаграждений, готовы выплачивать премию 3 млн рублей.
Раньше производители и дистрибьюторы фактически предоставляли сети товарный кредит, срок возврата которого определялся договором и мог достигать 180 дней. Новый закон четко устанавливает сроки расплаты с поставщиками — максимум 45 дней. Но есть законный способ затянуть выплаты — «похоронить» контрагента под ворохом документов, которые тому необходимо предоставить, чтобы получить деньги за товар. Например, Ассоциация производителей рыбной продукции, куда входят импортеры и производители, уже грозит судебными исками компании Metro. Ассоциация направила директору по закупкам продовольственных товаров Metro Анжело Турати письмо, в котором негодует, что Metro не расплачивается своевременно с поставщиками, удерживая их средства путем выставления «дебет нот», которые вообще не предусмотрены российским законодательством.
Еще один способ говорить с поставщиками с позиции силы — собственные торговые марки торговых сетей (private label). Это продукты, которые выпускают те же самые производители, но по заказу сети и под ее маркой. Поставщики на них зарабатывают по минимуму. В X5 признаются, что планируют увеличить через два года долю собственных торговых марок в сети «Пятерочка» до 50% (сейчас 15%), в «Перекрестке» — до 25% (сейчас 6%), в гипермаркетах «Карусель» — до 10% (с 2%).
Новый закон предусматривает и ограничение доминирования одной розничной сети в конкретном регионе — не более 25% рынка. Но как будет действовать эта норма, пока непонятно — ФАС еще только предстоит разработать соответствующие нормативы (например, как именно подсчитывать долю рынка).
«Закон принят, теперь только к патологоанатому», — заявил Сергей Галицкий в начале февраля в интервью газете «Коммерсантъ». В Минпромторге срочно разрабатывают поправки.