К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Итальянская забастовка

Итальянская забастовка
Владельцы розничных сетей, не добившись отмены закона о торговле, приступили к его выполнению. Почему поставщики не рады?

После жесткого требования премьер-министра Владимира Путина «разобраться» в конце прошлого года закон «О регулировании торговой деятельности» был принят. Борьба между лоббистами поставщиков и ритейлеров шла долго — впервые законопроект был представлен на суд бизнеса в 2007 году.

Поставщики продуктов питания хотели ограничить аппетиты торговых сетей, год от года повышающих размер бонусов и увеличивающих отсрочку платежа. Розничные сети сопротивлялись, указывая, что избыток госрегулирования помешает нормальному развитию отрасли. Правительство со своей стороны желало продемонстрировать населению, что оно борется с ростом цен.

Первого февраля закон вступил в силу. Сети и поставщики перезаключают договоры. Кто выиграл?

 

Одно из ключевых изменений — из всех бонусных платежей, которые раньше фиксировались в договорах о поставках между ритейлером и производителем и доходили порой до 30–40% от объема поставки, законным теперь является только ретробонус (премия за объем продаж). Его размер ограничили — не более 10%.

Как это работает на практике? Услуги, которые раньше учитывались в договоре на поставку продуктов, — промоакции новинок поставщика, скидка на первую поставку, ротация ассортимента и т. д. — теперь оформляются в виде отдельного маркетингового контракта. Важный нюанс: если раньше все скидки и бонусы включались в договор о поставке продуктов питания, облагаемый НДС по льготной ставке 10%, то отдельный договор на маркетинговые услуги будет облагаться НДС 18%, и заплатит разницу, разумеется, поставщик. «Объем бюджета на продвижение продукции увеличился с 2% до 10% от оборота», — говорит директор по маркетингу и стратегическому развитию компании «Ост-Аква» Александр Анфиногенов.

 

«Отношения перейдут теперь в серую зону», — предсказывает один из производителей. Что такой риск есть, подтверждает и недавно введенная в X5 Retail Group антикоррупционная мера — производителю, который докажет, что менеджер сети требовал от него каких-то вознаграждений, готовы выплачивать премию 3 млн рублей.

Раньше производители и дистрибьюторы фактически предоставляли сети товарный кредит, срок возврата которого определялся договором и мог достигать 180 дней. Новый закон четко устанавливает сроки расплаты с поставщиками — максимум 45 дней. Но есть законный способ затянуть выплаты — «похоронить» контрагента под ворохом документов, которые тому необходимо предоставить, чтобы получить деньги за товар. Например, Ассоциация производителей рыбной продукции, куда входят импортеры и производители, уже грозит судебными исками компании Metro. Ассоциация направила директору по закупкам продовольственных товаров Metro Анжело Турати письмо, в котором негодует, что Metro не расплачивается своевременно с поставщиками, удерживая их средства путем выставления «дебет нот», которые вообще не предусмотрены российским законодательством.

Еще один способ говорить с поставщиками с позиции силы — собственные торговые марки торговых сетей (private label). Это продукты, которые выпускают те же самые производители, но по заказу сети и под ее маркой. Поставщики на них зарабатывают по минимуму. В X5 признаются, что планируют увеличить через два года долю собственных торговых марок в сети «Пятерочка» до 50% (сейчас 15%), в «Перекрестке» — до 25% (сейчас 6%), в гипермаркетах «Карусель» — до 10% (с 2%).

 

Новый закон предусматривает и ограничение доминирования одной розничной сети в конкретном регионе — не более 25% рынка. Но как будет действовать эта норма, пока непонятно — ФАС еще только предстоит разработать соответствующие нормативы (например, как именно подсчитывать долю рынка).

«Закон принят, теперь только к патологоанатому», — заявил Сергей Галицкий в начале февраля в интервью газете «Коммерсантъ». В Минпромторге срочно разрабатывают поправки.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+