Dell, второй в мире производитель компьютеров, сообщил, что к концу завершившегося в ноябре третьего квартала 2009 финансового года его продажи через социальную сеть Twitter достигли $6,5 млн. В сравнении с оборотом фирмы, который составил за последние три месяца $12,3 млрд, это капля в море. Однако лиха беда начало.
Выход Dell в социальные сети начался со скандала. Четыре года назад Джеф Джарвис, профессор интерактивной журналистики Городского университета Нью-Йорка, купил компьютер, а тот сломался. Обращения в Dell по электронной почте остались без ответа, и тогда профессор купил Apple и разместил претензии к Dell в своем популярном блоге. Развернулась горячая дискуссия, которая выплеснулась затем и на печатные страницы. Завершая ее, Джарвис в открытом письме посоветовал менеджерам компьютерного гиганта читать блоги, общаться с потребителями и создать свои социальные сети.
Совет был услышан. Сотрудники компании действительно стали общаться с покупателями в блогосфере, вернувшись к подзабытому за 20 лет напутствию Майкла Делла — «слушайте покупателя, разговаривайте с ним». Через год фирма стала одним из лидеров использования социальных медиа. В 2007 году к каналам общения добавился еще и Twitter, через который пошла не только реклама. Переадресация на веб-магазин и маркетинговые акции для «твиттерян» принесли прямые продажи.
В России, как свидетельствует отчет агентства интерактивного маркетинга «Редкая марка», корпоративные блоги лишь зарождаются. Пионер корпоративной блогосферы, созданный компанией Red Graphic Systems, просуществовал пять лет и был заморожен аккурат накануне кризиса. В прошлом году в Рунете появилось 199 новых блогов компаний. За первое полугодие нынешнего года — 92. Всего же их сейчас насчитывается в Рунете около 450. 42% размещаются на корпоративных сайтах или на специальных доменах, 18% — в «Живом Журнале», 16% -- в Twitter. 73% компаний хотят через них информировать о товарах и услугах, 64% — получать обратную связь, 36% надеются увеличить с их помощью сбыт. Однако прямые продажи в соцсетях — большая редкость. Блоги есть всего у 30 интернет-магазинов, 18 банков, инвестиционных и лизинговых компаний, 7 автодилеров. Больше всего их у веб-дизайнеров (85) и телекоммуникационных компаний (79). Даже гиганты российского ритейла еще только присматриваются к возможностям соцсетей.
Проведенное Wetpaint/Altimeter Group исследование, как мировые бренды используют блогосферу, показало, что между активностью в сети и финансовыми результатами есть прямая связь, рассказывает Михаил Умаров, гендиректор коммуникационного агентства Comunica. «Другое дело, что не всегда, в отличие от Dell, у которой есть продаваемый на сайте понятный продукт, можно посчитать монетизацию лояльности потребителей», — говорит он. Тем не менее Умаров считает, что не пройдет и нескольких лет, как мы увидим в России бум выхода компаний в социальные сети.
Крупнейшая торговая сеть «Эльдорадо» запустила микроблог в конце мая, рассказывает менеджер по связям с общественностью Антон Пантелеев. Ядро аудитории составляют более 500 человек, разовых посетителей — около 1000 в день. Начав с Twitter и проведя в связке с интернет-магазином «Эльдорадо» несколько акций, в том числе распродажи ноутбуков, компания планирует расширять присутствие в социальных сетях.
Однако не все идет гладко с наращиванием присутствия компаний в социальных сетях. Смоленский банк, занимавший на 1 июля 2009 года 239-е место по нетто-активам в рэнкинге ЦЭА Интерфакс, решил не отставать от крупняка вроде ВТБ 24, Альфа-банка или Райффайзенбанка и завел с октября блог b2b в «Живом Журнале», b2c — в сообществе «МойМир» (Mail.ru) и Twitter для клиентов. В блоге специалистов в ЖЖ банк «зафрендил» около 100 партнеров и никаких проблем не возникло, рассказывает начальник пресс-службы банка Екатерина Балан, а вот в сообществе «МойМир», когда число участников перевалило за 250 и системщики банка загрузили новый интерфейс, доступ оказался заблокирован, а модераторы Mail.ru — недоступны. Выяснилось, что система мониторинга поведения пользователей сочла подозрительной активность в блоге, и лишь через несколько часов удалось достучаться до руководства Mail.ru, рассказывает Балан.
Представитель Mail.Ru объясняет, что поначалу работа «Смоленского банка» в социальной сети "Мой Мир" не вполне соответствовала принятым в рамках проекта нормам и правилам, поэтому блокировка сообщества произошла не случайно". "Как бы то ни было, сложившееся недопонимание было оперативно устранено, и с тех пор «Смоленский банк» продолжает использовать "Мой Мир", -- говорит она.
Сейчас банк ставит перед блогом задачу повышения лояльности клиентов, чтобы в следующем году войти в топ-150.