Примерно треть объектов, строительство которых было начато в Москве, на сегодняшний день заморожены из-за финансовых трудностей инвесторов, заявил председатель Мосгосстройнадзора Анатолий Зайко. «В Москве строится более 3000 объектов, при этом реально работа идет только приблизительно на 2000 из них, а остальные проекты приостановлены из-за финансовых трудностей», — сказал он. Можно ли вернуть городу землю, на которой планировалось, но так и не было начато строительство, получив компенсацию понесенных расходов?
Елене Батуриной, супруге Юрия Лужкова, такая операция удалась. Принадлежащая ей компания «Интеко» отказалась от строительства миллиона квадратных метров жилья и коммерческой недвижимости в окрестностях Химок (район Молжаниново, находится за МКАД, административно входит в Москву). Еще в 2006 году правительство Москвы приняло постановление, согласно которому инвестор в случае расторжения контракта вправе претендовать на компенсацию понесенных затрат из бюджета. Компенсируются расходы на расселение жителей, вывод арендаторов и собственников нежилых зданий, а также подтвержденные Мосгорэкспертизой затраты на проектные работы. Кроме того, возвращается доля города — платеж в пользу городского бюджета за право застройки земли. Это право жена московского мэра в 2004 году получила, победив на аукционе и заплатив $5 млн. Теперь деньги вернутся «Интеко». Еще $5 млн, по оценкам Forbes, компания Батуриной сможет получить в качестве компенсации предпроектных работ. Московское правительство уже издало постановление (от 06.10.2009 № 1074), в котором «Интеко» предложено предоставить документы, подтверждающие затраты компании, для их последующего возмещения.
Руководство к действию для других девелоперов? «Ожидая смены власти в городе, «Интеко» выводит активы, и город компании в этом помогает. А нам он помогать не будет», — говорит на условиях анонимности московский строитель, контракт которого под угрозой срыва.
По словам руководителя департамента городского строительства Москвы Александра Косована, в стадии пересмотра сейчас находится свыше 300 инвестконтрактов: где-то инвесторы не уложились в сроки, где-то не удалось урегулировать земельные вопросы. Московское земельное законодательство сегодня приводится в соответствие с федеральным, в связи с этим можно расторгнуть большую часть контрактов, говорит юрист Алексей Коминский из компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». Именно по инициативе городских властей и расторгается большинство контрактов.
Почему сами застройщики не выстраиваются в очередь, чтобы сдать площадки в кассу и получить, по примеру «Интеко», деньги? Во-первых, некоторым отказывают без объяснения причин: «Мы два раза обращались в Мосинвестконтроль. Оба раза получали отказ», — сетует один из девелоперов. Во-вторых, затраты в Москве — вещь относительная. «Вы же понимаете, что неофициальная часть затрат на инвестпроект зачастую перекрывает официальную, — говорит руководитель земельной практики известного юридического бюро, пожелавший остаться неназванным. — А с «Интеко» — совсем особая ситуация».
Это теория. А вот случай из практики. Небольшая строительная фирма «Уют» в 2006 году получила право реконструировать шесть кварталов в районе Измайлово, снести 75 000 кв. м трех- и четырехэтажек и построить 251 000 кв. м нового жилья. В качестве стартовых Москва предоставила две площадки, на которых, пока «Уют» занимался проектированием, были возведены другие объекты для нужд города. «Площадки у нас изъяли, а взамен ничего не дали», — говорит генеральный директор «Уюта» Александр Маничкин. Три года предприниматель пытался получить новые площадки для стартовых домов. О том, что его контракт готовится к расторжению, Маничкин узнал два дня назад почти случайно — от одного из соинвесторов. В качестве доли города его компания заплатила $1,6 млн, на разработку градостроительной документации могла потратить еще $1 млн. «Я на 95% уверен, что город ничего нам не вернет!» — говорит Маничкин. И без энтузиазма добавляет: «Будем судиться».