Россия вывозит сырьевые капиталы, инноваторов, математиков, хоккеистов, а также артистов оперы и балета
Конвертируема ли Россия, ее ценности, вкусы и знания? Способны ли выходцы из СССР и России создавать конкурентные предприятия, выгодно инвестировать в зарубежные активы, завоевывать мировые рынки, популярность и славу? Задавшись этими вопросами, Forbes подготовил новый рейтинг «50 покорителей мира».
«Русским является любой, кто говорит и думает по-русски» — руководствуясь определением автора «Толкового словаря русского языка» Владимира Даля, мы решили не отделять эмигрантов из СССР и России от российских граждан. Если быть до конца точным, «русских», конечно, не 50, а 54. В некоторых категориях мы оценивали бизнес или достижения, не разделяя его владельцев. По этому простому принципу в список глобальных русских, к примеру, не попал сын советских эмигрантов, один из основателей Google и настоящий американец Сергей Михайлович Брин, уехавший в возрасте пяти лет из России (24-е место в списке глобальных миллионеров Forbes). Зато в него попали американцы: один из крупнейших владельцев сырьевых активов в России Леонард Блаватник (80-е место в мировом списке) и прекрасно говорящий по-русски американский девелопер Игорь Олейников.
Для выходцев из России существует два пути создания глобального бизнеса. Первый и самый распространенный — инвестировать средства, полученные в России, в зарубежные активы. Такие инвестиции сегодня есть почти у каждого российского участника списка Forbes. В процессе подготовки первого раздела рейтинга мы проанализировали активы всех миллиардеров (102 человека по версии Forbes) российского происхождения, большая часть богатства которых заработана в России. Мы учитывали стоимость как выделенных заграничных компаний миллиардеров, так и иностранных предприятий, входящих в российские холдинги и консолидированных на их балансе.
«Десятка» крупнейших русских инвесторов не очень существенно отличается от классического рейтинга Forbes: в ней, в частности, кроме Леонарда Блаватника, русского с американским паспортом, оказался владелец «Евроцемент Групп» Филарет Гальчев, купивший крупный пакет акций швейцарского производителя цемента Holcim.
Способ второй — создать за рубежом бизнес с нуля. Список предпринимателей, выстроивших собственный бизнес, мы составляли исходя из следующих критериев. Не менее 60% выручки компания бизнесмена должна получать за пределами России и стран СНГ. Там же должна располагаться значительная часть производственных активов. Кроме того, предприниматель, создавший эту компанию, не принимал участия в приватизации в России и не использовал российский сырьевой рынок как источник первоначального капитала. В расчет принимались только фирмы, успешно работающие на международных рынках.
У каждого из участников этого списка своя история успеха. Можно, как израильский олигарх Лев Леваев, участвовать в политизированном алмазном бизнесе и заработать весьма неоднозначную репутацию; или, напротив, как Валерий Гапонцев, заниматься инновационным бизнесом и контролировать около 80% мирового рынка волоконных лазеров. Последний метод достижения успеха более востребован: характерно, что шесть участников второй «десятки», стоимость бизнеса которых перевалила за $1,2 млрд, — выпускники МФТИ и занимаются высокотехнологичным бизнесом. Россия сегодня экспортирует не только сырье, но и интеллект.
В случае с учеными, впрочем, порадовать записных патриотов нам нечем. Почти вся «десятка», исключая математика Григория Перельмана, работает в ведущих зарубежных исследовательских центрах. Определяя десять глобальных русских ученых, начавших работать не ранее 1980 года, мы учитывали два ключевых показателя — цитирование в научных журналах и уровень исследовательского центра, в котором работают ученые. Мы намеренно отказались от ранжирования внутри рейтинга, посчитав некорректным сравнивать разные области науки.
Иной принцип отбора лидеров рейтинга мы применили в случае с деятелями культуры и спортсменами. Он основан на подсчетах частоты упоминаний (период с 30.08.2010 по 30.08.2011), которые по просьбе Forbes провела компания Google, и оценке доходов русских звезд, признанных на Западе и продолжающих активную трудовую карьеру.
Чтобы понять, действительно ли русские звезды находятся в одной весовой категории с зарубежными, мы сравнили запросы по ним с аналогичными показателями зарубежных звезд. И можем сообщить две новости. Первая, хорошая, заключается в том, что среди россиян есть настоящие глобальные лидеры. Мария Шарапова является одной из самых популярных в интернете мировых звезд спорта, а оперная дива Анна Нетребко входит в число самых «запрашиваемых» оперных певиц.
Новость вторая, плохая: за исключением трех-четырех звезд, остальные «глобальные русские», увы, на порядки отстают от мировых лидеров по количеству запросов. Россия по-прежнему воспринимается как страна классического искусства. Итоговая «десятка» глобального рейтинга культуры по понятным причинам почти полностью (за исключением дирижера Гергиева и продюсера Бекмамбетова) отличается от российского. Информация о многих известных и титулованных российских режиссерах и актерах в мире практически не запрашивается.