Акции движения «Захвати Уолл-стрит» (OccupyWallStreet, OWS) и его европейских аналогов приобретают все больший масштаб. В минувшие выходные многотысячные демонстрации против глобального «финансового терроризма» прошли в Лондоне, Риме, Берлине, Мадриде и множестве других городов. Кроме того, в знак солидарности с американскими и европейскими манифестантами на улицы вышли противники государственных мер по борьбе с кризисом в Австралии, Новой Зеландии, Китае, Сингапуре, Японии и других странах.
Акция OWS стартовала примерно месяц назад, в середине сентября, в Нью-Йорке. На Уолл-стрит вышли тысячи демонстрантов. Они объявили о начале бессрочной акции протеста и разбили на улице палаточный лагерь. С каждым днем к движению присоединялись все новые сторонники, а в конце сентября были зафиксированы первые столкновения манифестантов с полицией. Акцию OWS поддержали в Лондоне, Риме, Берлине и других городах Европы.
В минувшую субботу, 15 октября, более чем в 950 городах 82 стран мира состоялась очередная акция солидарности с американскими «захватчиками» в знак несогласия с «жадностью и коррумпированностью 1% самых богатых людей».
Самые радикальные выступления произошли в Риме. Демонстрация против экономической политики правительства Сильвио Берлускони завершилась столкновениями с полицией. Стражи правопорядка применили против оппонентов спецсредства — водометы и слезоточивый газ. Группы погромщиков из числа демонстрантов устроили пожар в здании Минобороны Италии, а также сожгли несколько автомобилей и разбили витрины магазинов. По предварительной информации, в результате беспорядков пострадало около 70 человек. Всего в акции в итальянской столице приняли участие до 200 000 манифестантов.
В Лондоне на демонстрацию вышли несколько тысяч человек. Колонна протестующих предприняла попытку маршем дойти до здания фондовой биржи и устроить его символический захват. Полиции, однако, удалось предотвратить проникновение демонстрантов в офис LSE.
В Германии протесты охватили практически все крупнейшие города. В частности, во Франкфурте около 5000 человек собрались у здания Европейского центрального банка. Демонстрации прошли в Берлине, Гамбурге, Ганновере, Мюнхене, Штутгарте.
Широкомасштабная акция протеста против антикризисной политики институтов Евросоюза, в которой приняли участие порядка 6000 человек, в субботу состоялась в Брюсселе.
Марши протеста против сокращения бюджетных расходов в Португалии, организованные в Лиссабоне, были также приурочены к «глобальной» демонстрации. В протестах в португальской столице приняли участие около 20 000 человек.
Одна из самых многочисленных акций состоялась в Мадриде. По оценкам организаторов, в ней приняли участие до полумиллиона человек. Из-за огромного числа протестующих движение в испанской столице было парализовано практически на весь день.
Эстафету протеста нью-йоркского движения помимо Западной Европы подхватили балканские страны, государства Азиатско-Тихоокеанского региона, Израиль и другие.
Политики в основном воздерживаются от комментариев по поводу происходящего. Зато многие экономисты увидели в этом яркое подтверждение идеи, что мировые финансы нуждаются в срочной и кардинальной перестройке. «Финансовые рынки должны перераспределять капитал и управлять рисками. Однако они делают это неправильно, лишь умножая риски. И все мы расплачиваемся за их ошибки. Создана система, где убытки делятся между всеми, а доходы лишь между некоторыми. Это не капитализм, и это не рыночная экономика. Это извращенная экономика. Если мы продолжим этот курс, мы не преуспеем в создании справедливого общества», — заявил нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц, выступая перед протестующими.
«Арабская весна» и лондонские погромы, демонстрации в Израиле против роста цен на жилье, выступления чилийских студентов, нападения в Германии на дорогие машины, протесты в Индии и Китае против коррупции, «Захвати Уолл-стрит» — хотя у этих акций нет общей темы, они выражают общее недовольство рабочего и среднего класса концентрацией власти в руках экономических, финансовых и политических элит. [...] До тех пор пока не будут заново сбалансированы экономические роли рынка и государства, протесты будут становиться все сильнее», — пишет экономист Нуриэль Рубини.
«Реакция Уолл-стрит в последнее время сменилось с высокомерной отстраненности на обиженное нытье. Лорды финансового мира теперь смотрят на участников демонстраций и спрашивают: вы разве не понимаете, что мы сделали для американской экономики? Правда, однако в том, что многие протестующие понимают. И именно поэтому протестуют [...] Американская финансовая элита обрела могущество не благодаря невидимой руке рынка. Финансовая индустрия начиная с 1980-х годов росла быстрее всей остальной экономики преимущественно вследствие нескольких политических решений, направленных на ослабление и отмену жестких правил, регулирующих их деятельность», — пишет экономист и нобелевский лауреат Пол Кругман. — В результате преуспевание финансовых корпораций совпало с ростом неравенства в обществе. Нам говорили: богатство волшебников с Уолл-стрит оправдано теми прекрасными вещами, которые они для нас делают. С наступлением кризиса стало ясно, что никакого особенного волшебства и не было».