Билл и Мелинда Гейтс вместе с Уорреном Баффеттом на днях призвали американских миллиардеров передать половину своих состояний на благотворительность — при жизни или после смерти. В интервью журналу Fortune Гейтс уточнил, что 50% капитала — это «нижняя планка». Баффетт обещал потратить 99%.
На первый взгляд, это отличная новость. Инициатива миллиардеров, во-первых, утверждает нравственную суть бизнеса, а во-вторых, служит живым доказательством «теории просачивания», согласно которой от процветания крупнейших компаний выигрывает все общество.
Учитывая, что жадные ручки правительства и так заберут половину денег Гейтса и Баффетта после их смерти в виде налогов, идея избавить чиновников от такой возможности выглядит еще привлекательнее.
Быть свидетелем такой щедрости весьма приятно, но, если добрые миллиардеры действительно хотят помочь человечеству, им надо беречь каждый свой пенни. Чтобы пустить свои средства в благотворительный оборот, двум богатейшим американцам следовало бы вложить их в производство потребительских товаров. Конечно, пожертвования помогут кому-то в ближайшей перспективе, но изъятие капитала из производства в конечном счете приведет к падению качества жизни, росту безработицы и увеличит — а не уменьшит — потребность в благотворительности.
И напротив — инвестированные деньги обеспечат капиталом бизнес сегодняшнего и завтрашнего дня. Сберегая деньги, мы по определению предоставляем их предпринимателям, и накопление капитала в виде сбережений естественным образом создает рабочие места. Вложенные средства служат на благо общества, поддерживая тех, кто готов работать.
Без инвестиций не бывает рабочих мест. Учитывая, какие суммы контролируют Баффетт и Гейтс, сохранив свои деньги, они поддержат рынок рабочей силы. Рабочие места начинаются с отложенного потребления, как и любое создание благ. Поэтому, когда богатые берегут свои деньги и инвестиции, их растущие богатства сказываются на зарплатах и рабочих возможностях. Некоторые назовут накопление жадностью, но можно уверенно утверждать, что миллионы американцев, лишенных работы, не будут возражать против того, чтобы Баффетт и Гейтс приписали несколько нулей к своим состояниям, создав лучшие условия на рынке труда.
Предприниматели не могут ничего предпринять без денег — почти все, чем мы пользуемся, создано на накопленные, а не на потраченные деньги. Именно на чужие деньги Генри Форд заменил кареты автомобилями, на смену кассирам в банках пришли банкоматы, а городские джунгли сменились сияющими урбанистическими ландшафтами.
Капитал делает нашу жизнь комфортнее и приходит на помощь, когда что-то идет не так. Свободный капитал, а не благотворительные взносы позволили Баффетту и Гейтсу стать теми, кем они стали, и по дороге создать блага на триллионы долларов.
Гейтс с Баффеттом могут возразить, что, сохранив деньги, они сделают своих наследников вечными иждивенцами былых времен. Это так, но, раздав деньги, они сделают иждивенцами своей щедрости мириады людей и благотворительных организаций.
Благотворительность не государственная дотация, за которую никто не несет ответственности. Но благотворитель дает, мало прося взамен, в то время как инвестиции позволяют требовать отчетности, которая укрепляет характер и самоуважение.
Медиа станут превозносить Гейтса и Баффетта за самоотречение, но правда в том, что самая благородная благотворительность — помочь человечеству обходиться вообще без благотворительности. И именно это могли бы сделать миллиардеры, инвестировав свои сказочные состояния.
Великий деятель Индустриализации Эндрю Карнеги заметил как-то, что «человек, умерший в богатстве, умирает опозоренным». Он был неправ.
Человек, умерший в богатстве, умирает героем, поскольку создает отложенное потребление, стимулируя создание рабочих мест и дальнейший рост благосостояния. Сбережения и инвестиции расширяют капитал, а продажа и растрата активов уничтожают его.
Гейтсу и Баффетту вольно распоряжаться богатством на свое усмотрение, но было бы приятно однажды прочесть в газете статью о крупном предпринимателе, как собака на сене сидящем на своих деньгах. Медиа сделают из него дьявола, но его страсть к богатству всем нам на руку.